В сентябре погрузка на сети ОАО «РЖД» превысила доковидный уровень на 0,4%. За 9 месяцев 2021 года она составила 956,2 млн тонн, что на 3,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам сентября погрузка на 1,2% превысила объём за соответствующий месяц 2020 года и составила 106,4 млн тонн. Драйверами роста погрузки остаются каменный уголь и нефть. А наилучшую динамику продемонстрировал лом чёрных металлов, что, по мнению участников рынка, связано со стремлением к созданию зимних запасов металлургами.
По оперативной информации, представленной на официальном сайте ОАО «РЖД», грузооборот с начала 2021 года составил 1959,1 млрд тарифных ткм (на 4,4% больше показателя за аналогичный период 2020 года), грузооборот с учётом пробега вагонов в порожнем состоянии – 2465,6 млрд ткм (на 3,7% выше уровня прошлого года).
Лучшую динамику погрузки за 9 месяцев текущего года продемонстрировал лом чёрных металлов: за январь – сентябрь перевезено 12,3 млн тонн, что на 21,9% превышает показатели 2020 года. «Рост погрузки вызван сезонностью этой номенклатуры груза и стремлением металлургов по созданию складских запасов сырья на достаточном уровне, чтобы не испытывать в нём дефицита зимой, когда отгрузка лома традиционно снижается, – прокомментировал генеральный директор ABC-rail Артур Нурмухамедов. – Скорее всего, это последний рывок перед зимним затишьем».
Прирост по итогам января – сентября также отмечен у кокса (на 6,2%), цемента (на 6%), промышленного сырья и формовочных материалов (на 5,1%). При этом объём погрузки зерна, который по результатам января – августа превышал уровень 2020 года на 2,5%, по итогам 9 месяцев уменьшился на 1,5%.
По мнению руководителя Аналитического центра «Русагротранс» Игоря Павенского, такая динамика связана с тем, что осенью прошлого года наблюдались исторически рекордные отгрузки зерна по сети ОАО «РЖД» на фоне высокого урожая.
«По итогам августа – сентября текущего года ежемесячный объём перевозки зерна на экспорт составляет около 1,5–1,7 млн тонн, что выше уровня предыдущих сезонов, но ниже показателей 2020 года (2,1–2,2 млн тонн). Причиной этому стало снижение урожаев в Центральном и Приволжском федеральных округах по сравнению с рекордными показателями прошлого года, откуда год назад преимущественно вывозили зерно», – сообщил Игорь Павенский.
При этом, по прогнозам эксперта, снижение объёма на экспорт скомпенсирует рост внутренних перевозок. «В октябре будет высокий показатель по погрузке зерна, так как в Сибири, скорее всего, соберут самый высокий урожай с 2009 года, который будут активно вывозить в сторону Центрального округа, на Северо-Запад и на Урал, который пострадал от засухи», – заключил Игорь Павенский.
Начальник отдела оперативного маркетинга Первой грузовой компании (ПГК) Екатерина Агапова также считает, что в ближайшее время перевозка пшеницы будет преимущественно внутри страны. «Дальнейшая динамика экспорта пшеницы по железной дороге будет идти в соответствии с динамикой сбора пшеницы, когда прежде всего удовлетворяются потребности внутреннего рынка (56–57% от сбора), а излишек идёт на экспорт (43–44% от сбора)», – ранее сообщила Екатерина Агапова.
Наибольший объём погрузки по результатам 9 месяцев стабильно сохраняется за каменным углем – 276,9 млн тонн, а также за нефтью и нефтепродуктами – 160,1 млн тонн.
Советник генерального директора ООО «БалтТрансСервис» Владимир Прокофьев отметил, что на фоне высокой цены на газ в Европе – $1200 за 1 тыс. куб. м – уголь и нефть наращивают спрос у европейских клиентов в качестве альтернативы для подготовки к отопительному сезону. По его прогнозам, увеличение спроса будет наблюдаться до февраля 2022 года.
«Европа не хочет допускать ошибок прошлой зимы, когда пустые угольные хранилища привели к подорожанию теплоэлектроэнергии, – сообщил заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семёнкин. – Часть экспорта также идёт в Китай, где существуют сложности с обеспечением собственных потребностей электроэнергетики углем.
По прогнозам президента национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павла Иванкина, в следующем квартале уголь продолжит демонстрировать положительную динамику. «В ближайшее время будет также наблюдаться стабильное увеличение объёма погрузки нефти и нефтепродуктов в среднем на 1,5–3% в месяц. По остальным номенклатурам грузов будет корректировка показателей как в положительную, так и в отрицательную стороны», – добавил Павел Иванкин.
При этом, по мнению Дениса Семёнкина, именно от объёмов экспортного угля зависит общий показатель погрузки на сети холдинга. Так, из-за высокой доли угля в общей погрузке любое снижение его объёмов, даже при положительной динамике других номенклатур грузов, негативно сказывается на результатах в целом. При этом сегодня, по его словам, спрос на каменный уголь продолжает расти, тарифы низки, пропускную способность железнодорожной инфраструктуры на востоке стараются отдавать для перевозок этой номенклатуры груза, поэтому оснований для снижения экспорта не наблюдается.
По оценкам операторов, объём погрузки других видов груза – руды, металла и минеральных удобрений – в октябре останется на том же уровне либо превысит показатели сентября этого года. Это обусловлено тем, что ещё не все производства в мире по этим номенклатурам введены в эксплуатацию после пандемии COVID-19. И в октябре стоит ожидать увеличения общей погрузки на сети ОАО «РЖД».
По прогнозам ИПЕМ погрузка грузов в этом году составит 1272,2–1280,9 млн т.
«Грузовая база на сети ОАО «РЖД» в 2021 году может превысить уровень «доковидного» 2019 года. В частности, погрузка каменного угля может прирасти относительно прошлого года в текущем году от +5,9%...+6,8%, нефтяных грузов +2,2%...+3,1%, черных металлов +2%...+2,8%, химических и минеральных удобрений +2,8%...+3,7%. При этом снизится погрузка строительных грузов на -5,1%... -4,2% и зерна на -9,8%...-6,2%.
Среди ключевых факторов, оказывающих влияние на грузовую базу в 2021 году, он называет мировой спрос на углеродные энергоресурсы, внешнюю и внутреннюю конъюнктуру на прочих рынках, внешнюю политику (санкции, квоты и т. д.), внутреннюю политику (ввод вывозных таможенных пошлин, квот и т. д.), конкуренцию с альтернативными видами транспорта и маркетинговую политику ОАО «РЖД».
Источник: Гудок