Темпы падения погрузки РЖД в августе 2020 года замедлились по сравнению с предыдущими месяцами. С железнодорожных станций было отправлено 108,1 млн т грузов. Однако если сравнивать с аналогичным месяцем 2019 года, то следует иметь в виду: именно в этом периоде сеть оказалась на пороге стабилизации, а затем, в октябре, – тренд охлаждения погрузки относительно 2018 года.
Иными словами, при анализе нынешних данных следует иметь в виду эффект низкой базы. С такой точки зрения достигнутый уровень в августе 2020 года (всего на 0,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года) – неплохой результат.
Особо стоит отметить рост грузооборота в августе текущего года 1,2%. В положительную зону грузооборот вышел впервые за последние месяцы.
Это, как полагают участники рынка, можно объяснить стечением двух обстоятельств: во-первых, в августе прошлого года данный показатель снизился относительно того же месяца 2018-го на 2,1% – образовалась своего рода вилка, на которой нынешний результат вышел из отрицательной зоны.
А во-вторых, на сети увеличилась доля доставок на дальнем плече. Это произошло в связи с тем, что активизировался экспорт. Его, в свою очередь, подтолкнуло в путь ослабление рубля по сравнению с долларом.
Сложно сказать, насколько устойчивым будет данный тренд. Ведь спрос на сырье на мировом рынке остается ограниченным. Тем не менее на нем просматриваются ниши, которые может заполнить российская продукция.
Угольный ключик к железнодорожным перевозкам
По оперативной информации, основной позитив связан со стабилизацией погрузки угля: -0,3% к августу, по данным ИПЕМ, – фактически заметный шаг вперед, если учесть, что в июле динамика была на уровне -3,4%, а по итогам за 8 месяцев – порядка -8,1%, согласно статистике ОАО «РЖД».
Оптимизма добавляет и последний прогноз министра энергетики РФ Александра Новака, который прогнозирует рост экспорта угля из России в 2035 году даже по консервативному сценарию развития отрасли. Сейчас, кончено, в ней наблюдается спад в связи с существенным уменьшением внутреннего потребления и менее значительным охлаждением экспорта.
Однако А. Новак напомнил, что на страны АТР приходится почти 80% мировой торговли углем. И здесь российский уголь весьма кстати, особенно пока часть ведущих мировых карьеров и шахт не оправились от принятых мер борьбы с последствиями коронавируса.
Правда, при этом в Минэнерго России подчеркнули, что сейчас перспектива увеличения объемов экспорта угля в восточном направлении привязана к расширению возможностей инфраструктуры. К 2025 году должны быть завершены работы по модернизации БАМа и Транссиба, в результате которых их пропускная способность вырастет с 124,9 млн т до обещанных 180 млн т в год.
Снятие системных ограничений на Восточном полигоне позволит довести долю экспорта угля в страны АТР от общего его объема отправки с нынешних 50% до 75% в 2025 году, рассчитывают в Минэнерго.
Эти прогнозы основаны на том, что в странах АТР внедряют технологии, призванные снизить экологическую нагрузку, связанную с угольной генерацией, отметила руководитель практики по работе с предприятиями металлургической и горнодобывающей отрасли KPMG в России и СНГ Ольга Плевако. И, в свою очередь, сослалась на данные Ecofys о Китае, Индии, Японии и Южной Корее.
Кроме того, в июне 2020 года была принята программа развития угольной промышленности России, где запланировано строительство семи новых угольных ТЭС и модернизация 12 действующих станций угольной генерации в Сибири и на Дальнем Востоке. Эти грузопотоки тяготеют к железнодорожной сети.
Ну а в конце лета и осенью на рынке АТР открылась достаточно комфортная ниша для экспорта. Особенно на фоне слабого рубля.
Невезучая нефтянка
Сводный результат по погрузке РЖД мог быть гораздо лучше, если бы вниз снова не утянули нефтегрузы. В августе вновь динамика ухудшилась: -12% к августу 2019 года, а также почти на 3 п. п. ниже показателя за 8 месяцев.
Причина – снижение погрузки на экспорт в связи с действием договора ОПЕК+. А на внутренних маршрутах в ОАО «РЖД» не сочли целесообразным предоставить стабилизирующие скидки трейдерам. Понижающие коэффициенты к действующим тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01, которые были выделены, слабо корреспондировались с местами массовых зарождения и погашения потоков нефтепродуктов, отметили эксперты.
Как результат – определенная доля нефтепродуктов ушла на другие виды транспорта. В частности, в навигацию 2020 года успешно реализуют свои планы вывозу продукции с уфимских НПЗ компания «БашВолготанкер», обеспечивая один из самых дешевых по себестоимости вариантов доставки больших объемов нефтегрузов на баржебуксирных составах.
А танкеры доставляют мазут для перевалки через Петербургский нефтяной терминал. «Ожидалось, что лето будет засушливым, что могло отразиться на уровне воды в реках, но тем не менее речной путь доставки остался для нас важным. А подписанные соглашения дают все основания полагать, что по итогам года мы сможем сохранить объемы поступающих по реке нефтепродуктов на уровне 2019-го, когда через этот канал поставок мы получили несколько сотен тысяч тонн темных нефтепродуктов», – сообщил председатель совета директоров ПНТ Михаил Скигин.
Активизация речников в доставках темных нефтепродуктов заставила железнодорожников усилить внимание к организации смешанных цепочек перевозок. В результате летом почти втрое увеличились перевалка грузов с водного транспорта на РЖД. Однако в целом объемы таких перевозок оставались незначительными.
Что касается светлых нефтепродуктов, то на внутренних маршрутах они весьма существенно тяготеют к автоперевозкам. Причем этот тренд в 2020 году только усилился.
У металлов и цемента – черная полоса
Также сводный показатель августовской погрузки испортили черные металлы, отправки которых остались в глубоком минусе (-10,2%). Причины все те же, что и в июле: неблагоприятная мировая конъюнктура и спад в строительстве.
При этом металлурги не могут опустить прайсы на свою продукцию на внутреннем рынке (в предыдущие годы многие производители закупили новое импортное оборудование, за которое продолжают расплачиваться в валюте). И сводный индекс цен металлоторговли после небольшого отскока вниз в августе снова пополз вверх на фоне активизации продаж в центре РФ.
В частности, по черному металлопрокату зафиксирован рост прайсов более чем на 2%, сообщил представитель компании-металлотрейдера. С учетом этого фактора ставки РЖД на перевозки черных металлов многим клиентам представляются слишком высокими.
Вялая стройка в РФ охладила и погрузку цемента. В августе она снизилась на 3,6%, по данным ИПЕМ. Это, правда, лучше динамики за предыдущие месяцы. Но тем не менее все равно минус. Причем цемент по-прежнему активно переключается на автотранспорт, хотя по сравнению с июлем этот тренд несколько замедлился.
В минусе также оказалась погрузка химикатов и соды (-9,1%). В эту группу попадает значительная доля сырья для выпуска минудобрений. А их производство увеличилось. И здесь есть о чем задуматься: то ли подобный спад – предвестник замедления выпуска минудобрений в дальнейшем, то ли логистика данной номенклатуры переориентировалась с железнодорожного на другой вид транспорта.
Тормозной лес
Оправдались опасения того, что период роста перевозок лесных грузов окажется кратковременным. Если, например, в июле их погрузка на РЖД выросла 2%, то августе – вновь уход вниз: -2,9%.
Отчасти это объясняется ухудшением мировой конъюнктуры: в Китае переработчики не спешат с новыми закупками, хотя склады у них и очень-то заполнены. И в Европе цены на северную древесину снизились. Соответственно уменьшились закупки сырья в РФ.
Отчасти причина снижения погрузки леса – в погоде: на Северо-Западе, например, вывозу заготовленного сырья мешали дожди, сказал руководитель отдела железнодорожной логистики ООО «Мется Форест СПб» Андрей Малевский. А на Востоке, добавили его коллеги из ДФО, наоборот, пожары.
Вместе с тем, продолжили тему другие игроки, стал заметнее переток лесоматериалов на другие виды транспорта. В частности, Segezha Group в навигацию 2020 года нарастила более чем на четверть внутренние перевозки круглого леса по рекам (поставки через Северо-Запад РФ, а также по Енисею и Ангаре).
Кроме того, по данным аналитического центра ООО «ТрансЛес», колебания объем в объемах транспортировки необработанной древесины в достаточной мере зависят от внутренних перевозок. А сейчас в РФ отмечен спад потребления лесопродукции, который, по данным Росстата, в июле составлял 6,3%, а в августе, по оценкам, ситуация стала несколько улучшаться. А с ней и динамика спада сократилась примерно от 1 до 2%.
Есть повод для оптимизма?
Что способствовало подогреву погрузки? Традиционно это минудобрения (+2%), зерно (сезонный рост в 1,4 раза), стройматериалы – в том числе для укладки железнодорожного балласта (+9%).
Прибавила в объемах погрузка железной и цветной руды (соответственно +1% и +12,5%), промсырья (+3%), грузов, отправляемых небольшими партиями, которые попадают в категорию «прочие» (+5%), а также грузов в контейнерах.
Здесь сказалось оживление грузопотоков на фоне ослабления принятых мер борьбы с последствиями коронавируса.