1 ноября 1851 года была введена в эксплуатацию первая российская магистральная железная дорога Санкт-Петербург – Москва. Первый поезд преодолел расстояние между двумя городами за 21 час 45 минут. Сегодня трудно себе представить, что время в пути между двумя столицами могло занимать более двадцати часов. С тех пор многое изменилось. Скоростные поезда "Сапсан" менее чем за 4 часа доставляют пассажиров из Петербурга в Москву.
1 февраля 1842 года Николай I подписал указ о сооружении первой русской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва. Дорогу решили проложить по кратчайшему расстоянию между двумя столицами, длину ее определили в 604 версты (644 км). Впоследствии, при строительстве Веребьинского обхода в 1877 году, протяженность дороги увеличилась до 609 верст.
1 ноября 1851 года состоялось официальное открытие движения на Петербурго-Московской железной дороге. В 11:15 из Петербурга отправился пассажирский поезд, который прибыл в Москву на следующие сутки в 9 часов утра, пробыв в пути 21 час 45 минут. Первое время между Петербургом и Москвой курсировали 2 пассажирских и 4 товарных поезда в сутки. Дорога была двухпутной, а движение – левосторонним. Пассажирский поезд состоял из 7 вагонов, товарный – из 15. Средняя скорость поезда составляла тогда 29,6 км/ч. В 1854 был введен график движения поездов. 8 сентября 1855 года магистраль получила название "Николаевская железная дорога" в честь императора Николая I, а с 27 февраля 1923 года носит название "Октябрьская".
Сегодня эксплуатационная длина Октябрьской железной дороги составляет 10 тыс. 202 км, из них 3 тыс. 267 км составляют электрифицированные линии.
Между Санкт-Петербургом и Москвой ежедневно курсируют порядка 130 пар пригородных поездов и 20 поездов дальнего следования, из которых 7 пар – высокоскоростные поезда "Сапсан".