По оценкам Института проблем естественных монополий, по итогам 2021 года будет выпущено порядка 59-61 тыс. вагонов, что превышает прогнозировавшиеся ранее объемы производства. Однако, как отметил заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Слободяник, выступая на XII ежегодной конференции «Рынок железнодорожного подвижного состава и операторских услуг», объем рынка новых вагонов в России в ближайшие годы будет сокращаться, причем рост производства не прогнозируется даже после 2030 года.
Текущие тренды производства и списания вагонов создают риски существенной недозагрузки производственных мощностей в российском вагоностроении не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе, предостерегает эксперт. Пиковые периоды массового списания подвижного состава 2032-2034 годов могут не привести к соразмерному росту производства.
Начиная с 2016 года производство вагонов стабильно росло, достигнув рекордных значений в 2019 году, говорит Александр Слободяник. И даже после некоторого спада в 2020 году производители продолжают наращивать объемы производства, следуя за спросом, который, в частности, подстегивает динамика экспортных цен на уголь. Вследствие благоприятной конъюнктуры возникла потребность в вывозе больших объемов сырьевых энергетических грузов по железной дороге в направлении портов.
По словам Александра Слободяника, в конце 2021 года объем производства вагонов в России вырастет еще на 7%. При этом вагоностроители переориентируются на производство инновационных вагонов с увеличенным сроком службы. В настоящий момент доля инновационных вагонов в общем объеме производства вагонов по итогам 9 месяцев 2021 года достигла 42,7%, в сегменте полувагонов — 94,7%, а общая доля инновационных вагонов на сети РЖД превысила 15% парка. Инновационные полувагоны закупаются не только по экономическим причинам. Они востребованы в том числе из-за дефицита провозных мощностей на сети РЖД, ограничивающих экспортные возможности. Впрочем, именно поставки инновационных вагонов с увеличенным сроком службы дополнительно отодвигают сроки массового списания вагонов на сети.
«В период до 2030 года мы прогнозируем стабильный объем среднегодового списания парка грузовых вагонов на уровне 25,4 тыс. ед. Пиковые значения списания ожидаются в 2032-2034 годах, когда будут выбывать полувагоны, поставленные в 2010-2012 годах. Всего в 2032-2034 годах будет списано около трети текущего парка полувагонов».
Александр Слободяник
Станет ли это панацеей для вагоностроительной отрасли? Прогноз неутешительный: большие объемы поставок на сеть нового подвижного состава и рост парка в последние годы создают риск того, что к периоду пиковых объемов списания необходимости в восполнении выбывающего парка не будет. Таким образом, большие объемы списания не приведут к соразмерному росту производства из-за отсутствия спроса.
В сложившейся ситуации, отмечают в ИПЕМ, производителям вагонов уже сегодня следует задуматься о диверсификации производственной линейки и развитии других направлений бизнеса, таких как сервисные контракты, производство запчастей, дефицит которых периодически возникает на рынке.
Согласно исследованию ООО «УК РМ Рейл», среднесрочный прогноз спроса на грузовой подвижной состав зависит от структуры спроса на полувагоны, который составляет 48% парка. Высокий уровень спроса в 2018-2019 годах на какое-то время привел парк полувагонов к балансу, но предопределил плавное снижение спроса в среднесрочной перспективе. По словам руководителя департамента маркетинга
«РМ-Рейл» Георгия Зобова, компания намерена сосредоточиться на выпуске специализированных вагонов и нефтебензиновых цистерн. «РМ Рейл» стремится полностью загрузить производственные мощности, подтверждая, что до 2030 года ожидаются относительно низкие среднегодовые объемы списания парка подвижного состава. Кроме того, на фоне взрывного роста контейнерных перевозок после 2023 года может возникнуть профицит фитинговых платформ, напоминают специалисты.
По итогам 9 месяцев 2021 года первое место по производству вагонов занимает АО «Концерн «Уралвагонзавод» с рыночной долей 23,9% (+ 4,7%). На втором месте — ПАО «НПК ОВК» с долей 23,2% (— 5,7%), на третьем — АО «Алтайвагон» с долей 13,3% (— 0,7%). ООО «УК РМ Рейл» занимает четвертое место с долей 13,1% (— 5,6%). В числе лидеров и Трансмашхолдинг с долей 10% (+ 4,4%).
Как отмечает начальник маркетинга и стратегического развития АО «УВЗ-Транс» Станислав Золотарев, в своем развитии УВЗ опирается на исторический опыт и планирует организовать конвейер по выпуску ключевого изделия для нескольких якорных заказчиков. Однако есть и понимание того, что в сложившихся условиях залогом успеха станет нацеленность на мелкосерийное производство уникальных вагонов под конкретные требования индивидуальных заказчиков. Таким образом, современное производство будет стремиться стать гибче, чтобы иметь возможность производить широкую модельную линейку для удовлетворения максимального числа заказчиков. В ходе выступления на специальной сессии «Производство и сбыт подвижного состава» Станислав Золотарев презентовал наиболее перспективные модели вагонов, которые массово планирует производить концерн: вагон-платформу 13-192-03 для перевозки штучных грузов, вагон-хоппер для перевозки минеральных удобрений 19-5217, а также рефрижераторный вагон модели 16-5213, который работает в автономном режиме и предназначен для перевозки скоропортящихся грузов.
Источник: Транспорт России