data-caption= data-caption= data-caption=
ЦФТО: несмотря на повышенный спрос на уголь, наиболее привлекательным для грузоотправителей остается экспорт

Перевозки

 

По итогам 10 месяцев 2021 года в адреса предприятий энергетики погружено 47,9 млн т угля со снижением к уровню прошлого года на 1 млн т, или на 2,1%. Об этом сообщили в ответ на запрос о проблемах с перевозками угля на ТЭЦ страны за подписью заместителя начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Сергея Галкина.

В ЦФТО отмечают, что ОАО «РЖД» уделяет пристальное внимание перевозкам каменного угля как основному драйверу роста погрузки грузов, при этом особое внимание уделяется поставкам топлива для организаций жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и на объекты энергоснабжения.

При этом одной из ключевых проблем, возникающей ежегодно в период отопительного сезона, по словам С. Галкина, является непредоставление операторами подвижного состава вагонов для вывоза всего заявляемого объема угля для нужд предприятий ЖКХ и энергетики. «Несмотря на повышенный спрос со стороны российских потребителей на твердое топливо, наиболее привлекательным для грузоотправителей остается экспортное направление сбыта, чему способствует кратный рост цен на уголь на мировых рынках в 2021 году», – отмечают в ЦФТО.

С целью нивелирования дисбаланса между национальными и коммерческими интересами ЦФТО проводит системную работу с грузоотправителями по расстановке приоритетов и первоочередному обеспечению теплоснабжающих предприятий РФ необходимыми ресурсами, а также с операторами подвижного состава по приоритетности согласования и предоставления вагонов под погрузку грузов в адреса предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.

В ЦФТО добавляют, что вопрос обеспечения перевозок угля грузоотправителями Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорог (другими словами – дорог Восточного полигона) для нужд ЖКХ и предприятий энергетики рассматривался на последних совещаниях в октябре при участии Минэнерго России, грузоотправителей, представителей СОЖТ и непосредственно операторов подвижного состава.

В то же время в Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) подчеркивают: куда именно везти уголь – на экспорт или на внутренний рынок – прерогатива грузоотправителей, а не операторов.

Как пояснили в СОЖТ касательно внутренних перевозок угля на ТЭЦ, есть локальные проблемы с обеспечением таких перевозок парком вагонов. Но важно то, что проблема зависит не столько от операторов, сколько от грузоотправителей – угольных компаний. Оператор подает заказанный грузоотправителем вагон, но под какие именно перевозки он будет использоваться – под экспорт или под внутренние перевозки – решает грузоотправитель.

«Таким образом, решение, везти на экспорт или под внутренние нужды, – это чисто прерогатива грузоотправителей. А учитывая сегодняшний уровень экспортных цен, конечно же, очень много грузится именно на экспорт. Проблема стоит на контроле в ЦФТО, собираются практически еженедельные совещания, так как, естественно, есть все поручения обеспечить углем внутренний рынок для подготовки как к отопительному сезону, так и для работы электростанций», – сообщили в СОЖТ.

Добавим, что, по данным Центрального диспетчерского управления ТЭК (ЦДУ ТЭК), добыча угля в РФ в январе – октябре 2021 года возросла на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 359,572 млн т. В октябре добыча угля выросла на 9,9%, до 39,798 млн т.

По данным министра энергетики Николая Шульгинова, поставки угля из России в Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона увеличились с начала года на 12% по сравнению с прошлым годом. Экспорт российского угля в октябре увеличился на 3,2%, до 18,596 млн т.

Источник: РЖД-Партнер