data-caption= data-caption= data-caption=
Об индексации тарифов на грузовые перевозки в 2022 году

Перевозки

 

В информационное поле в четвертом квартале вернулось немного подзабытое развлечение: дискуссия об уровне железнодорожных тарифов на следующий, 2022 год.

Грузовладельцы, привыкшие к системе долгосрочного тарифного регулирования, расслабились. Их, конечно, не смущали заявления ОАО «РЖД» о беспрецедентном росте цен на материальные затраты, росте инфляции выше всех возможных прогнозов и так далее. Потребительское отношение к монополии выразилось в лоббировании своих интересов различными группами грузоотправителей. В итоге вопросы дефицита пропускных и провозных способностей были доведены до первых лиц государства.

С учетом всех поручений и обязательств ОАО «РЖД» подготовило проект трехлетнего финансового плана и инвестиционной программы. Надо отметить, что предложения, с которыми выступило акционерное железнодорожное общество, достаточно скромны. Однако даже эта скромность вызвала негативный ажиотаж.

ОАО «РЖД» в течение трех лет закупит 1535 локомотивов, реализует проекты по достижению провозной способности в объеме 180 млн тонн в направлении Дальнего Востока, 125,1 млн тонн в направлении южных портов, 145,6 млн тонн в направлении портов Северо-Запада и 1,7 млн TEU.

Из вопросов текущей деятельности железнодорожного транспорта внимание привлекает актуализация надбавки на капитальный ремонт (плюс 1% в следующем году и плюс 2% в два последующих года). Природная агрессия, сметающая на своем пути искусственные сооружения ОАО «РЖД», показала, что с вопросом просрочек ремонтов на инфраструктуре нужно оперативно заканчивать.

Около 20% протяженности всех линий входят в ремонт с отставанием от плановых сроков. Это вызвано не только дефицитом денежных ресурсов, но и интенсивностью перевозок. Задача, поставленная президентом и правительством Российской Федерации по обеспечению вывоза в том числе каменного угля на экспорт, требует от железнодорожников поиска оптимального баланса использования и ремонта инфраструктуры.

С этой целью железнодорожники с 2013 года стимулировали через тарифную политику использование инновационных вагонов. Объем данной поддержки превышает 8 млрд руб. ежегодно. Фактические расчеты показывают, что улучшенные технические характеристики компенсируют только 4 млрд руб. поддержки, то есть только половину. Негативное влияние оказывает порожний пробег вагонов из-под угля, которое оценивается в 59 млрд руб. Для решения задачи по вывозу заявленных объемов ОАО «РЖД» активно внедряет технические и технологические решения, сформированные на современных информационных платформах.

Для реализации масштабной инвестиционной программы ОАО «РЖД» вынуждено отказаться от принципа долгосрочного тарифного регулирования и выйти с предложением индексации тарифов выше инфляции.

Текущий год показал, что заложенные в прогноз социально-экономического развития параметры инфляции в условиях пандемии не выдерживаются. Это требует от монополии дополнительных затрат на индексацию фонда оплаты труда, компенсацию роста стоимости материалов и топливно-энергетических ресурсов. Ценовое давление в операционных расходах составило 15 млрд руб. Прогноз на 2022 год в части влияния пандемии не лучше текущего, а значит, и инфляционные ожидания тоже высокие.

Бизнес-сообщество восприняло предложения ОАО «РЖД» негативно. Позиция грузовладельцев проста и понятна: в условиях пандемии на бизнес оказывается мощнейшее административное давление, раскручивается инфляция, меняются условия ведения бизнеса, требуются инвестиции в ESG. Дополнительные расходы на транспорт, выше согласованной долгосрочной тарифной политики, в планы не входят, да и источников средств на это нет. Для тех, кто возит грузы самого «дорогого», третьего тарифного класса, государство не забывает обеспечить переток дополнительных доходов на нужды бюджета.

Добавим к этому необходимость увеличения транзита по железной дороге, для чего нужны дополнительные провозные мощности.

Большое количество брошенных поездов, низкая скорость перевозки, срывы сроков доставки – вот неполный перечень претензий к монополии со стороны грузовладельцев.

Повторимся, с учетом всех поставленных задач перед ОАО «РЖД» предложения железнодорожников оптимальны и невелики.

Внесение проекта финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2022-2024 годы – это возможность всем участникам взвесить свои пожелания и ожидания. Грузовладельцам – оценить свои силы и возможности, государству – силу своей поддержки, бизнесу – возможности по обеспечению инвестиционной программы материальными и человеческими ресурсами, а железнодорожникам – выработать баланс между строительством и технико-технологическими решениями для обеспечения роста объемов перевозок и ликвидации узких мест.

Есть полтора месяца, есть много площадок для диалога, есть желание перевезти больше грузов и заработать всем.

Источник: Коммерсантъ