Минпромторг разбирается с удорожанием перевозок металлургических и строительных грузов: цены выросли на 10-25% на автотранспорте и на 20-90% на железной дороге. В последнем случае повышение в основном вызвано ростом ставки предоставления вагонов. Но железнодорожные операторы подчеркивают, что ставки еще не вернулись даже на уровень 2019 года. В ОАО «РЖД» добавляют, что погрузка при этом растет.
Издание ознакомилось с письмом главы Минпромторга Дениса Мантурова первому вице-премьеру Андрею Белоусову от 10 ноября. Министр просит провести правительственное совещание по вопросу транспортировки металлургической продукции и стройматериалов, поскольку поступают жалобы отраслевых ассоциаций на «существенный рост» стоимости транспортировки этих видов продукции: на 10-25% автотранспортом и на 20-90% железной дорогой. Причем инфраструктурная часть железнодорожного тарифа (ее платят в адрес ОАО «РЖД») выросла лишь на 3,4%, тогда как плата на вагон – почти на 40%.
Доля транспортировки в конечной цене продукции, согласно документу, может составлять для металлургической промышленности 5-6%, для стекла – 10-20%, для теплоизоляции – 20-30%, для цемента – 30-40%, для нерудных материалов – 50-90%. Это вынуждает производителей повышать цены и создает риски невыполнения поставщиками стройматериалов своих обязательств по долгосрочным контрактам.
Также в письме сообщается, что на протяжении последних пяти-шести месяцев ОАО «РЖД» с трудом обеспечивало организацию увеличившегося объема перевозок, наблюдается рост сроков доставки и оборота вагонов и повсеместная нехватка локомотивов и локомотивных бригад.
В сентябре Минпромторг уже попросил ФАС проверить рост тарифов, пишет господин Мантуров.
В ФАС сообщили, что постоянно ведут мониторинг средних ставок предоставления вагонов и «в настоящее время дополнительно прорабатывают вопрос».
В ОАО «РЖД» уточняют, что перевозки черных металлов в январе- октябре выросли на 3%, до 56,7 млн тонн, в том числе на экспорт – на 7,7%, до 24,6 млн тонн. За 16 дней ноября погрузка черных металлов увеличилась на 9%: «Металлурги по объемам перевозок идут с опережением тех прогнозов, которые давали на этот год». Дефицита локомотивов на сети нет, утверждают в монополии, сроки соблюдаются и для металлургических грузов находятся на исторических максимумах, превышая 99%.
В ассоциации «Русская сталь» говорят, что к ноябрю ставка предоставления вагона выросла на 130% по сравнению с первым кварталом: «По нашему мнению, причиной стал дефицит подвижного состава. На конец августа у ОАО «РЖД» было более 40 тыс. вагонов, требующих ремонта. Операторы не спешат с проведением ремонтных работ, пытаясь использовать данную ситуацию для заключения долгосрочных сервисных договоров на выгодных для себя условиях».
Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) 17 ноября направил в Минпромторг письмо, в котором утверждал, что повышение ставок вызвано резким ростом спроса на полувагоны из-за роста цен на уголь. При этом ставки не достигли даже уровня 2019 года: средняя суточная ставка аренды полувагона (1200 руб. в октябре) за десять месяцев 2021 года была на 8% ниже уровня того же периода 2020 года, на 52% – уровня 2019-го, и на 49% – 2018 года. Рост ставок в этом году «вызван исключительно рыночными факторами и никаким образом не обусловлен» действиями, противоречащими ФЗ о конкуренции, резюмируется в документе. Там также отмечается, что «наиболее защищенными с точки зрения бесперебойного и достаточного обеспечения подвижным составом являются грузовладельцы, имеющие долгосрочные / сервисные контракты с операторскими компаниями».
Начальник управления маркетинга «УВЗ-Транс» Станислав Золотарев говорит, что профицит вагонов образовался во многом из-за того, что операторы стремились закупить их как можно раньше, поскольку цена на новый вагон росла на росте цены на металл. А потом, когда ставка рухнула, из-за высоких цен на ремонты операторы отставили порядка 75 тыс. вагонов. Это привело к росту ставок с 750 до 1100 руб., то есть лишь до уровня, позволяющего поддерживать существующий парк.
Источник: Коммерсантъ