Московские центральные диаметры – один из самых масштабных пассажирских транспортных проектов в мире. Проект был запущен в рекордные сроки – путь от идеи до реализации занял всего два года. За этот небольшой по транспортным меркам период удалось из нескольких разрозненных транспортных систем создать единую и удобную сеть. Диаметры превратились в полноценный городской транспорт, в том числе и для поездок внутри города.
1. Два года назад 21 ноября 2019 года стартовало полноценное движение поездов по первым двум Московским центральным диаметрам. За это время их услугами воспользовались свыше 309 млн пассажиров. Пассажиропоток на Московских центральных диаметрах постоянно растет, даже после пандеймийных ограничений он восстановился здесь быстрее, чем на другом транспорте.
2. Первыми заработали диаметры D1 Одинцово – Лобня и D2 Нахабино – Подольск. На двух диаметрах на сегодняшний день действуют 60 станций, а в перспективе к ним добавятся еще 6 станций. С 21 станции можно пересесть на метро и Московское центральное кольцо, в будущем пересадки на метро и МЦК будут открыты на 27 станциях. Бесплатная пересадка доступна на пересадочных станциях при оплате транспортной картой «Тройка» в течение 90 минут с момента первой валидации.
3. За первые два года пассажиры совершили 93 млн бесплатных пересадок между МЦД, метро, МЦК.
«За два года МЦД перевезли уже более 309 млн пассажиров, из них D1 – 136 млн, а D2 – 173 млн человек. При этом за второй год работы D1 и D2 перевезли около 168 млн пассажиров, что на 27 млн больше, чем за первый год. Это еще раз доказывает, что проект был необходим городу и Московскому региону в целом, а линии D1 и D2 стали востребованными новыми транспортными артериями для ежедневных поездок по столице и области», – отметил заммэра Москвы по вопросам транспорта, Максим Ликсутов.
4. Суммарная длина двух первых диаметров – 132 км. Протяженность МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» – 52 км, а протяженность МЦД-2 «Курско-Рижский» 80 км.
5. Более 570 тыс. пассажиров в сутки сегодня перевозят поезда Московских центральных диаметров по рабочим дням. На 86% вырос показатель коротких поездок по МЦД внутри Москвы за два года. Это говорит о том, что МЦД стали альтернативой для поездок по городу другим видам транспорта.
6. Для создания диаметров за основу была взята существующая железнодорожная сеть. Перед запуском была проведена масштабная трансформация инфраструктуры. За эти 2 года построено и реконструировано 22 станции МЦД на четырех линиях. Каждый вокзал – это новый уровень комфорта и удобства для пассажиров. Появилась понятная и удобная навигация, по стилю напоминающая метро и МЦК, чтобы пассажиры чувствовали себя в одной и единой транспортной системе.
7. Все новые и реконструированные станции возводятся по новым стандартам московского транспорта. Сегодня масштабные работы развернуты для запуска третьего и четвертого диаметров Крюково – Раменское и Апрелевка – Железнодорожная. Работы ведутся без остановки движения поездов. Помимо станций в центре Москвы строятся дополнительные пути, реконструируются мосты, путепроводы, тоннели и другие объекты.
8. Диаметры кардинально изменили пассажиропоток в столичном регионе. Вместе с Московским центральным кольцом сформирована удобная сеть внутригородского железнодорожного транспорта. Сотни тысяч жителей Московской агломерации поменять транспортные привычки. Улучшилась транспортная доступность для 4 млн человек, в 45 районах Москвы и в 7 городских округах Московской области.
9. Среднесуточный пассажиропоток рабочего дня на новых станциях с момента открытия вырос в несколько раз:
• на Щукинской – в 1,5 раза (с 5,3 до 8,2 тыс. человек);
• на Славянском бульваре – практически в 5 раз (с 5,4 до 25,9 тыс.);
• на Курьяново – в 3,6 раза (с 1,2 до 4,3 тыс.);
• на Волоколамской – в 4 раза (с 3,3 до 13,3);
• на Пенягино – в 3,8 раза (с 2,1 до 8,1).
10. Новые и реконструированные станции МЦД становятся городскими или пригородными вокзалами европейского уровня, которые построены с применением самых передовых транспортных решений для максимального комфорта пассажиров. Они включают в себя:
• пассажирские надземные или подземные терминалы с кассами, турникетами, туалетными комнатами;
• платформы с навесами на всю длину для защиты пассажиров от непогоды;
• современные переходы через пути, оснащенные лифтами и эскалаторами;
• электронные табло с расписанием поездов.
11. Развитие МЦД стимулирует экономику территорий. Рядом со станциями существующих и перспективных диаметров, в том числе на месте бывших промзон, строятся или проектируются новые жилые кварталы, бизнес-центры, развивается общественное пространство.
12. Поезда по МЦД-1 и МЦД-2 стали ходить примерно на 70% чаще в сравнении электропоездами, курсировавшими до открытия диаметральных маршрутов. Появилось тактовое движение поездов – они стали ходить с определенным промежутком времени, что позволило сделать поездки понятными и предсказуемыми. В часы «пик» интервал между поездами сократился до 5-7 минут.
13. В октябре этого года в приложении «Метро Москвы» в тестовом режиме появилась новая функция по отслеживанию движения поездов МЦД онлайн, чтобы пассажирам было еще удобнее планировать свои поездки.
14. Уже за первый год работы удалось полностью обновить подвижной состав, сегодня на МЦД один из самых молодых парков электропоездов в Европе – средний возраст составов около 3 лет. Парк Московских центральных диаметров составляют главным образом поезда «Иволга», но также используются электропоезда ЭП2Д, «Ласточка» и двухэтажные аэроэкспрессы, производства швейцарского концерна Stadler.
15. С запуском МЦД пассажиры получили новую билетную систему и выгодные тарифы. Сформировано единое бесшовное транспортное пространство, где пассажир не разделяет виды транспорта по способу оплаты. Тарифная система, предложенная пассажирам Московских центральных диаметров, позволила жителям Москвы экономить на ежедневных поездках до 50%, а Московской области – до 75%. Пассажиры за 2 года сэкономили уже 6,2 млрд рублей, а городская транспортная система получает более равномерную нагрузку. За счет перераспределения потока пассажиров за время работы МЦД линии метро разгрузились до 12%.
16. Весной этого года пассажирам диаметров стал доступен новый сервис – оплата проезда банковской картой прямо на турникете. Это уникальная система, которая сама подбирает для пассажиров самый выгодный тариф, исходя из того, как часто, в каких зонах и каким транспортом они пользуются. Таким способом пассажиры оплатили уже 2,3 млн поездок. В сравнении с первым месяцем работы число пассажиров, выбирающих такой способ оплаты, выросло практически в 4 раза.
17. Сроки запуска новых диаметральных маршрутов:
• D3 «Ленинградско-Казанский» – в 2023 году;
• D4 «Киевско-Горьковский» – в 2023-2024;
• D5 «Ярославско-Павелецкий» – в 2024-2025.
18. На будущем D3 открыт транспортно-пересадочный узел «Лихоборы» (объединяет железнодорожную линию и Московское центральное кольцо) и новая станция Ховрино, которая стала частью нового одноименного ТПУ.
На линии перспективного D4 открыта новая станция Санино и после реконструкции Победа, Мичуринец, Крекшино, Внуково, Апрелевка и Кокошкино.
До конца года в планах открыть еще 3 станции: после реконструкции Матвеевская и новые: Аминьевская и Минская для D4. ТПУ «Аминьевская» объединит абсолютно новые станции железной дороги и Большой кольцевой линии метро, а «Минская» – создаст пересадку между новой станцией ж/д и существующей одноименной станцией Солнцевской линии.
Уделяется особое внимание созданию транспортно-пересадочных узлов, которые и формируют новый транспортный каркас. Хабы с удобными пересадками на разные виды транспорта позволяют пассажирам строить новые и удобные маршруты, экономить время на дорогу. Вся инфраструктура возводится с учетом перспективного роста пассажиропотока на многие годы вперед.
19. В 2022 году запланирован гигантский объем работ как на существующих, так и на перспективных диаметрах. Так, намечено построить новые и завершить реконструкцию 10 станций. Кроме того, будут сосредоточены силы по развитию старых и строительству новых ж/д участков, которые необходимы для запуска МЦД-3 и МЦД-4.
20. После открытия движения по всем диаметрам к 2025 году запланировано создать сеть наземного метро, количество станций которого составит 182 (их них 67 – пересадочные), а протяженность – 375 км. Транспортное обслуживание улучшится для 7 млн москвичей и 5,5 млн жителей Московской области.
Источник: Гудок