Представители ведущих отраслей экономики Украины подписали "Антимеморандум" против программы списания вагонов по возрасту, которую инициирует Министерство инфраструктуры.
Документ подписали уполномоченные лица металлургических, коксохимических, угледобывающих и аграрных предприятий, горнодобывающих и горно-обогатительных комбинатов, производителей строительных материалов и химической промышленности.
"Начиная со следующего, 2022 года, "Укрзализныця" и Министерство инфраструктуры предлагают списывать 42-летние вагоны и год за годом до 2028-го снизить "планку" до 22 лет эксплуатации. Для реализации этой программы МИУ инициировало подписание Меморандума между УЗ, ведомством, финансовыми учреждениями и непосредственными участниками программы, а именно - вагоностроительными заводами", - отметили в "Укрметалургпроме".
По убеждению подписантов "Антимеморандума", предложенный МИУ проект создаст предпосылки для искусственного долгосрочного дефицита на рынке вагонов, что будет иметь серьезные негативные последствия для предприятий и экономики Украины.
"Участники выступают за взвешенный подход, предусматривающий: постепенное обновление грузового парка без создания дефицита и усиление контроля за плановыми ремонтами вагонов для обеспечения безопасности движения. В настоящее время Проектом предлагают до 2028 года отправить на металлолом 43% рабочего парка вагонов (около 75 тыс. единиц, что обойдется бизнесу в 107 млрд грн). Это приведет к устойчивому длительному дефициту на рынке вагонов, в результате которого возникнут проблемы с отгрузкой продукции, повышением транспортных расходов, снижением объемов инвестиций в приоритетные проекты модернизации и социальные проекты. А как следствие - к снижению объемов производства на предприятиях и темпов роста зарплат работников", - говорится в "Антимеморандуме".
Также в "Укрметалургпроме" считают, что среди последствий, к которым приведет списание грузовых вагонов - сокращение объемов перевозок, что окажет негативное влияние на саму УЗ, и приведет к сокращению рабочих мест в производственных отраслях промышленности и АПК, а также в самой "Укрзализныце". Кроме того, в результате реализации инициативы Министерства инфраструктуры Украину ожидает снижение валютных поступлений и доходов в госбюджет.
"Это нанесет очередной удар по инвестиционной привлекательности Украины: многие владельцы проинвестировали в вагонный парк и рассчитывали на использование вагонов в течение срока, как минимум в 1,5 раза превышающего нормативный. А в результате принятия проекта приказа МИУ они недополучат значительные средства", - добавляют участники "Антимеморандума".
Представители бизнеса напомнили, что опыт ведущих стран мира, в частности, США и стран ЕС, демонстрирует ориентацию на максимально возможный срок полезного использования вагонов путем обеспечения удовлетворительного технического состояния вагона без ограничения срока службы регуляторными путями.
"Участники Меморандума договорились доносить позицию о недопустимости принятия проекта Приказа президенту Украины Владимиру Зеленскому, премьер-министру Украины, министру инфраструктуры, министру экономики, министру финансов, ГРС, АМКУ и другим органам государственной власти. А также рекомендовать решать проблему технического состояния вагонов, опираясь на передовой мировой опыт: благодаря улучшению контроля за проведением плановых ремонтов, а не списанию на металлолом технически исправных вагонов", - подытожили в "Укрметалургпроме".
Напомним, в октябре 2020 года МИУ опубликовало проект приказа "Об утверждении Порядка установления запрета эксплуатации грузовых вагонов на железнодорожном транспорте". Проектом акта определялся механизм запрета эксплуатации грузовых вагонов и предлагалось ввести ограничение срока службы определенных типов вагонов, в том числе полувагонов и зерновозов, а именно не более чем на полуторный назначенный срок службы.
В ноябре "Укрзализныця" озвучила компромиссный вариант списания вагонов по возрасту, предложив ограничить 33-мя годами только срок службы полувагонов. Что касается зерновозов, то срок их службы УЗ предложила продлить до 45 лет. В декабре МИУ обнародовало новый проект приказа. Документ предлагал ввести ограничение срока службы для полувагонов и зерновозов не более чем на полуторный назначенный срок службы. Отличие второй версии проекта от первой заключалось в отсутствии временной шкалы понижения срока эксплуатации для зерновозов и полувагонов. Таким образом, для всех зерновозов был установлен срок эксплуатации в 45 лет, для полувагонов - 33 года.
В феврале 2021 года МИУ опубликовало новую версию проекта приказа об ограничении сроков службы грузовых вагонов - отличие новой версии проекта от предыдущей заключается в изменении условия запрета эксплуатации вагона. "Если вагон, построенный и введенный в эксплуатацию после 31 декабря 2023 года (в предыдущей версии - 31 декабря 2022 года), не прошел обязательную оценку соответствия требованиям Технического регламента безопасности подвижного состава железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Кабинета министров Украины от 30 декабря 2015 г.", - говорилось в документе.
Источник: ЦТС