data-caption= data-caption= data-caption=
Строительство ВСМ потребует свыше 400 млрд руб. дополнительных невозвратных средств от ОАО РЖД

ЖД инфраструктура

При принятии решения реально построить ВСМ [ высокоскоростную магистраль ] в период 2022–2026 гг. потребуется свыше 400 млрд руб. дополнительных невозвратных средств от ОАО «РЖД» только до 2024 года, не включая привлеченного внешнего финансирования. Это увеличит дефицит инвестпрограммы до 2024 года с 1 трлн руб. (с учетом уже выделенного из Резервного фонда транша) до 1,4 трлн руб.

 

 

Ликвидация этого дефицита потребует либо еще более значительных безвозвратных траншей из бюджета, или кардинальных тарифно-регуляторных новаций. Такие цифры и выводы сегодня приводят эксперты Центра экономического прогнозирования Газпромбанка.

«По финансовой модели проекта объем капитальных затрат, требуемых для строительства ВСМ, составляет 1,7 трлн руб., из них 760 млрд руб. предоставляет ОАО «РЖД», 470 млрд руб. – российские банки, 468 млрд руб. – ФНБ. При этом, согласно инвестиционной программе РЖД на начало 2021 года, в 2021–2023 гг. на ВСМ РЖД планировали потратить лишь 34 млрд руб. А это лишь 2% от ожидаемого объема капитальных затрат проекта. На начало 2021-го вся инвестпрограмма на 2021–2023 гг. РЖД составляла 2,3 трлн руб., из которых на развитие инфраструктуры закладывалось 1,3 трлн руб.», – рассуждают аналитики.

Они напоминают, что в сентябре инвестпрограмма РЖД была увеличена до 3,3 трлн руб. до 2023 года с планами по ежегодному освоению свыше 1 трлн руб. Однако эти изменения были связаны с утверждением II этапа развития Восточного полигона (стоимость проекта – 720 млрд руб.), возвращением в инвестпрограмму Северного широтного хода и рядом других новаций. Согласно этому варианту инвестпрограммы на ВСМ планируется потратить 93 млрд руб. до 2025 года (6% от стоимости ВСМ Москва – Санкт-Петербург).

«В таком виде инвестпрограмма сталкивается с дефицитом источников финансирования в 270 млрд руб. в 2022 году и еще 938 млрд руб. – в 2023–2024 гг. На 2022 год источник финансирования определен несколько дней назад благодаря выделению РЖД почти 200 млрд руб. из Резервного фонда правительства», – сообщают в ЦЭП.

Напомним, что сегодня обсуждается замена проекта ВСМ на проект выделенного грузового хода либо сдвиг строительства на более поздние сроки. Правительство рассматривает вариант разделения проекта на несколько этапов. 

Источник: РЖД-Партнер