Хакасия и Бурятия, поставляющие сейчас на экспорт на восток лишь половину прошлогодних объемов своего угля из-за необходимости пропустить кемеровский и якутский, могут получить возможность восстановить поставки. На эти регионы хотят распространить систему, позволяющую Кузбассу гарантированно вывозить по Восточному полигону согласованные объемы угля. В таком случае Бурятия и Хакасия получат квоту по 9 млн тонн, что меньше, чем в 2020 году, но существенно больше, чем регионы смогут вывезти в этом году при неизменности условий. Но, по мнению аналитиков, выделение квот лишено смысла, поскольку, когда ажиотаж на рынке спадет, проблема исчезнет сама собой.
Хакасия и Бурятия могут заключить договоры о гарантированных объемах вывоза угольной продукции на экспорт в восточном направлении по модели Кузбасса. Это следует из списка поручений по итогам совещания по вывозу угля из Дальневосточного федерального округа (ДФО) 23 ноября у первого вице-премьера Андрея Белоусова. В нем говорится, что к 26 ноября Минтрансу с ОАО «РЖД» и правительствами обоих регионов должны были подготовить предложения по обеспечению вывоза из них угля на экспорт в восточном направлении, «в том числе в объеме не менее среднего значения за 2018-2020 годы», с оценкой влияния на структуру перевозок в целом и угольной продукции из субъектов РФ в частности, а также на финансовый результат ОАО «РЖД».
Фактический вывоз угля на восток из Бурятии в 2020 году составил 9,8 млн тонн, из Хакасии – 11,4 млн тонн. Среднегодовое значение для этих регионов за 2018– 2020 годы составит около 9,1 млн тонн для каждого.
Кузбасс, основной регион – производитель и экспортер угля в РФ, вывозит свой уголь по дефицитной инфраструктуре Восточного полигона на особых основаниях.
Ему гарантирована квота, составляющая в этом году 53 млн тонн, а распределяется она между грузоотправителями по особой методике Минэнерго, дающей определенное преимущество тем из них, кто в предыдущие месяцы вывозил уголь менее популярными маршрутами. Соглашения подобной модели с регионами ОАО «РЖД» ранее не приветствовало из-за отсутствия механизма коллективной гарантии со стороны компаний, предпочитая пока несуществующую модель ship-or-pay с конкретными грузоотправителями. Однако незыблемость квоты Кузбасса была отдельно подтверждена президентом РФ, который еще и поручил нарастить ее в совокупности на 15 млн тонн к 2024 году.
Перевод регионов ДФО на кузбасскую модель обсуждается уже много месяцев, но отставание поставок от прошлогодних все увеличивается. За десять месяцев Хакасия сократила погрузку на экспорт в восточном направлении на 50,4%, до 5 млн тонн угля. Бурятия в том же направлении погрузила 5,5 млн тонн, потеряв к тому же периоду 2020 года 33,8% объемов. При этом Амурская область, где в том числе консолидируется Эльгинское месторождение, нарастила свои объемы более чем на 300%. Кузбасс же поставил 43 млн тонн – на 2,4% меньше, чем год назад.
В ОАО «РЖД» от комментариев отказались, в Минтрансе и аппарате первого вице-премьера на запросы не ответили. Но о проблемах с вывозом угля из Бурятии говорил летом сам Андрей Белоусов, отмечая, что прирост транспортировки якутского угля «кого-то должен был выбить». «Откровенно говоря, не поехала у нас Бурятия, – цитировал его ТАСС. – И мы сейчас буквально в ручном режиме с заместителем председателя правительства Бурятии Олегом Валентиновичем Хышиктуевым решаем вопрос, как сделать так, чтобы они вывезли». По его словам, уже на тот момент недовывоз составлял 4 млн тонн.
Отгрузки из Хакасии на восток угля марки Д в третьем квартале упали на 70%, отмечает Argus в своем обзоре. При этом уголь марки Д из Хакасии и Кузбасса активно ехал на экспорт через южные порты, прежде всего Тамань. Разрез «Тугнуйский» в Бурятии ( СУЭК) также нарастил поставки на юг.
В угольных компаниях регионов от комментариев отказались. Источник, близкий к СУЭК, говорит, что компания «за любые договоренности, лишь бы на пользу делу».
По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, заключать подобные договоры с Бурятией и Хакасией нецелесообразно, так как там добывается в основном бурый уголь, который потребляется локально. Через Хакасию и Бурятию идет большой транзитный поток кемеровского угля, что препятствует вывозу продукции из этих регионов в адрес электростанций Дальнего Востока, полагает господин Гришунин. По его мнению, с учетом вероятного снижения цен в следующем году вывоз угля нормализуется.
Источник: Коммерсантъ