data-caption= data-caption= data-caption=
Крупнейший акционер "Объединенной вагонной компании" назвал причины дефолта ее «дочки»

ЖД Администрации

 

Глава банка «Траст» считает неправильным, чтобы по дефолтным бондам «дочки» Объединенной вагонной компании на ₽15 млрд отвечали только госбанки, получившие пакеты из-за проблемных долгов. Договориться с другими акционерами и кредиторами пока не удалось.

Банк непрофильных активов «Траст» ведет переговоры по урегулированию дефолта по облигациям «ОВК Финанс», входящей в группу Объединенной вагонной компании, где «Траст» владеет 27,8% акций. Об этом рассказал председатель правления банка Александр Соколов.

«Большая часть этого облигационного выпуска находится в «Трасте», меньшая часть – в НПФ «Будущее». Мы с НПФ не смогли договориться на тех условиях, которые бы устроили стороны: компания не смогла, и мы, как мажоритарный кредитор и один из акционеров», – отметил Соколов.

«Мы в диалоге, продолжаем поиск и рано или поздно рассчитываем найти решение, которое устроит и НПФ, и нас», – добавил он.

Что случилось с ОВК

Технический дефолт «ОВК Финанс» допустила 25 ноября по выпуску облигаций на 15 млрд руб.: компания должна была погасить его номинальную часть и купон. Общая сумма запланированных выплат составляла 16,34 млрд руб. «Причина неисполнения обязательств заключается в отсутствии денежных средств для погашения займа в текущем периоде», – заявляли в ОВК и отмечали, что компания ведет переговоры с держателями облигаций.

Инвесторы обращали внимание, что дефолт допустила «дочка» компании, чьи крупнейшие акционеры – два принадлежащих ЦБ госбанка: «Траст» и «Открытие» (держит еще 24,3% ОВК). Дефолт произошел через несколько дней после того, как о проблемах со своими долгами объявила госкомпания «Роснано» (просрочек по выплатам она в итоге не допустила). ОВК не стоит рассматривать как квазигосударственную компанию, говорила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева: «Траст» работает с непрофильными активами, и с ними случаются разные ситуации. «Траст» специализируется на возврате активов бывших собственников банков, которые санировал ЦБ, он стал акционером ОВК в 2019 году.

«Технический дефолт допустила компания «ОВК Финанс» – финансовая «дочка» ОВК. Это не та часть предприятия, где работают тысячи людей, а остатки финансового контура той группы, которая была сформирована еще до нас. Этот долг не обеспечен госгарантиями. Актив достался нам в результате санации со всеми своими огрехами, и это не значит, что такому активу на 100% гарантирована поддержка. Нет, это не так», – подчеркнул Соколов.

Как может развиваться ситуация

«Открытие» и «Траст» после дефолта компании сообщили, что работают над планом антикризисных мер в отношении ОВК. Переговоры ведутся с НПФ «Будущее», которому принадлежат бумаги из «просроченного» выпуска на 5,55 млрд руб. Как говорила председатель совета директоров фонда Галина Морозова, в НПФ уже поступил запрос на реструктуризацию долга по облигациям, хотя до этого «ОВК Финанс» с такими просьбами не обращалась. С учетом того, кто является акционером ОВК, у НПФ «отсутствовали сомнения в надлежащем исполнении эмитентом своих обязанностей по облигационному займу», подчеркивала Морозова.

«Я пока не буду углубляться в детали того, что мы просим. ОВК находится под очень сильным давлением цен на металл. Она должна исполнять свои обязательства, исходя из своего денежного потока, – пояснил глава «Траста» Александр Соколов. – Если говорить про акционерную поддержку, наверное, правильно говорить о том, что все акционеры должны ее оказывать, а не кто-то отдельно, потому что это госбанки. Деньги государственные еще более «ответственные», нежели частные, при распоряжении ими. При принятии решений о поддержке нужно четко понимать, как эти государственные деньги будут возвращаться. В противном случае это неправильное управление». Помимо «Траста» и «Открытия» в число крупнейших акционеров ОВК входят Уралвагонзавод (9,3%) и предприниматель Эмиль Перумов (15%). Еще 23,6% акций находится в свободном обращении на Московской бирже.

«Мы предлагали целый ряд вариантов, но пока не договорились. На самом деле это более-менее обычная практика. Будем продолжать переговоры, до чего-то договоримся», – добавил Соколов.

Он не стал раскрывать детали антикризисного плана, но отметил, что у ОВК есть кредитная поддержка и от банка непрофильных активов, и от «Открытия»: «Мы провели очень льготную реструктуризацию для компании на своем балансе. Кроме того, мы, по сути, все платежи по своим кредитам перенесли с этого года, видя, что компания оказалась зажатой в «ножницах»: с одной стороны – цены на вагоны, с другой – цены на металл. Все, что мы могли сделать как активный кредитор, мы сделали. Все платежи с этого года передвинуты в будущее. Договориться об этом же с прочими кредиторами пока не удалось. Мы ищем компромисс».

29 ноября агентство «Эксперт РА» понизило рейтинг кредитоспособности «ОВК Финанс» с ruBB – до уровня ruC. Это означает, что у компании «очень низкий уровень кредитоспособности / финансовой надежности / финансовой устойчивости по сравнению с другими объектами рейтинга в Российской Федерации», а своевременное выполнение финансовых обязательств «крайне маловероятно».

«Надо понимать – мы не волшебники. Если цены на металлы и на вагоны останутся на тех же уровнях, на которых они есть, придется двигать и дальше эти платежи. Чудес не бывает: компания из воздуха деньги не печатает, она производит вагоны, ничего другого не делает», – заключил Соколов.

«Эксперт РА» негативно оценивал рыночные перспективы вагонной отрасли «в перспективе ближайших двух-трех лет». «Сложившийся профицит подвижного состава может продлиться вплоть до 2023 года включительно, поскольку потребность в вагонах остается небольшой», – отмечали в агентстве.

Источник: РБК