data-caption= data-caption= data-caption=
В феврале 2022 г. вступит в силу ГОСТ 34763.1-2021 «Тележки трех- и четырехосные грузовых вагонов железных дорог.»

Вагоны

Межгосударственный стандарт, разработанный ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» (ООО «ВНИЦТТ») в рамках программ национальной и межгосударственной стандартизации в части работ ТК 045 / МТК 524 «Железнодорожный транспорт», распространяется на тележки трех- и четырехосные, применяемые в конструкции грузовых вагонов, предназначенных для обращения на железнодорожных путях общего и необщего пользования колеи 1520 мм, и устанавливает общие технические требования.

 

 

Обоснование целесообразности разработки стандарта заключалась в том, что тележка является ответственной составной частью конструкции вагона, которая обеспечивает его движение, служит для опоры кузова на рельсы, передает, воспринимает и амортизирует динамические нагрузки между кузовом и рельсами, создает тормозную силу. Несущая конструкция тележек непосредственно воспринимает динамические и статические нагрузки. Таким образом, технические требования к тележкам в процессе разработки грузовых вагонов являются основополагающими.

В условиях возрастающих грузоподъемностей и потребностей государственных и частных заказчиков в перевозках грузов в больших объемах, специализированных или негабаритных грузов, грузов космической и оборонной отраслей все чаще применяются шести- и восьмиосные грузовые вагоны. Транспортировка таких грузов предполагает применение в вагонах конструктивных решений, направленных на уменьшение внешних воздействий, передаваемых на груз. Реализация данной задачи возможна применением в таких вагонах трех- и четырехосных тележек, позволяющих обеспечивать необходимые параметры по механическим воздействия на грузы, сохраняя высокие скорости транспортирования грузов.

До принятия ГОСТ 34763.1-2021 отсутствовали межгосударственные документы по стандартизации, содержащие единые технические требования к трех- и четырехосным тележкам и их составным частям. Данная ситуация приводила к разночтениям в требованиях безопасности, что могло привести к опасным отказам в эксплуатации.
Стандарт задает технические требования, предъявляемые к трех- и четырехосным тележкам грузовых вагонов, и их составным частям (в том числе шкворневым и соединительным балкам).

В ГОСТ 34763.1-2021 приводятся основные показатели и характеристики, показатели назначения, требования к составным частям, требования к оценке прочности и сопротивлению усталости несущей конструкции с примерами расчета, требования к надежности, комплектности и маркировке.

В документе установлены 27 новых терминов и их определений: адаптер, база боковой рамы четырехосной тележки, база боковой рамы трехосной тележки, база трехосной тележки, база четырехосной тележки, балансир, балка надрессорная, боковой скользун, вагон, [ведущий] вертикальный рычаг, конструкционная скорость вагона, минимальная расчетная масса вагона, несущая конструкция тележки, обрессоренные части тележки, опорная поверхность подпятника, опорный скользун, упорная поверхность подпятника, подвеска триангеля, подпятник, пятник соединительной балки, рабочая поверхность бокового [опорного] скользуна, рама боковая, рессорное подвешивание, соединительная балка, тормозная система тележки, трехосная [четырехосная] тележка грузового вагона, установочная высота бокового [опорного] скользуна, шкворневая балка.

Применение стандарта, в том числе, будет направлено на обеспечение исполнения требований технических регламентов ЕАЭС в области железнодорожного транспорта.

Ожидаемый эффект от введения в действие ГОСТ 34763.1-2021 на железнодорожном транспорте выразится в:

  • создании нормативной базы на данные конструкции ходовых частей грузового подвижного состава;
  • повышении технического уровня и эксплуатационных характеристик подвижного состава и безопасности движения;
  • повышении эффективности перевозок и снижении воздействия на инфраструктуру железнодорожного транспорта.

ГОСТ 34763.1-2021 разрабатывался с 2018 года. За время публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта и неоднократного рассмотрения его окончательной редакции разработчику поступило около трехсот замечаний и предложений, в том числе от следующих организаций: ОАО «РЖД» (его структурных подразделений и филиалов), АО «ТМХ», АО «ВНИКТИ», АО «ВНИИЖТ», ПАО «Крюковский вагоностроительный завод», ФГБОУ ВО ПГУПС, АО «НИИ мостов», ПАО «Электровыпрямитель», АО «Алтайвагон», ООО «НИИЭФА-ЭНЕРГО», ФБУ «РС ФЖТ», ООО «ИЦПВК», ООО «УКБВ», АО «НПК «УВЗ», АО «ФГК», АО «ПГК», АО «ВРК-1», ЗАО НО «ТИВ», а также от других организаций-членов НП «ОПЖТ» и ТК 045, члена МТК 524 – ТК 040 «Железнодорожный транспорт» (Республика Казахстан).

Протоколом от 26 августа 2021 г. № 142-П стандарт принят по результатам голосования в АИС МГС. За его принятие проголосовали: Армения, Беларусь, Киргизия, Россия, Таджикистан, Украина и Узбекистан.

В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 октября 2021 г. № 1063-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34763.1-2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2022 г. с правом досрочного применения.

С текстом ГОСТ 34763.1-2021 можно ознакомиться на сайте Росстандарта

Источник: ОПЖТ