По инициативе Ф.Э.Дзержинского 9 декабря 1921 г. вышел декрет ВЦИКа и Совета Труда и Обороны «Об организации охраны складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях». Сегодня эта дата считается Днем рождения военизированной (ныне ведомственной) охраны железных дорог и железнодорожного транспорта России.
Функционирование железнодорожного транспорта представляет собой сложный и специфический процесс, стабильность которого зависит от слаженной работы всех его участников. Работа подразделений ФГП ВО ЖДТ органично вплетена в технологию грузовых перевозок, в систему обеспечения безопасности движения и другие элементы перевозочного процесса, а выполнение поставленных перед предприятием задач напрямую зависит от эффективного взаимодействия со структурами ОАО «РЖД» на разных уровнях. История становления ФГП ВО ЖДТ России в качестве современного предприятия обусловлена необходимостью профессионально и оперативно решать сложные задачи, реагируя на вызовы времени.
Не менее ответственной задачей деятельности ФГП ВО ЖДТ является регулярная профилактика пожаров на объектах защиты ОАО «РЖД». Руководствуясь Регламентом организации и осуществления профилактики пожаров на стационарных объектах и железнодорожном подвижном составе ОАО «РЖД», работники ведомственной пожарной охраны осуществляют пожарно-технические обследования более 82 тысяч единиц железнодорожного подвижного состава, на более 83 тысячах стационарных объектах и на более 85 тысяч километрах полос отвода железных дорог.
История пожарных поездов в России
С развитием пассажирских и грузовых перевозок вопрос тушения пожаров становился все актуальнее для железнодорожной отрасли. Первые паровозы работали на твердом топливе и сильно искрили, а из топок выбрасывался раскаленный шлак, нормативов по ширине полосы отвода от путей еще не было. В начале XX века стало понятно, что для тушения пожаров на железных дорогах нужно создавать специальные пожарные поезда.
17 апреля 1918 г. российским правительством был подписан декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», сыгравший огромную роль в истории российской пожарной охраны. В Народном комиссариате путей сообщения был создан пожарный отдел. Началась организация пожарных частей на крупных сортировочных станциях и на отдельных узлах. Первый «железнодорожный» пожар был потушен на Казанской сортировочной станции.
В 1921 году начали свою деятельность первые 7 пожарных поездов. Они стояли на боевом расчете с 15 мая по 1 ноября 1921 г. в Москве, Бологом, Вологде, Смоленске, Курске, Самаре и Екатеринбурге. Пожарный поезд того времени имел на вооружении паровую машину или мотопомпу, два бака для воды общей емкостью 1500 ведер и 1000 м пожарных рукавов. С этого момента началась эпоха создания пожарных поездов на железнодорожном транспорте.
В 1930 году проведена военизация личного состава пожарной охраны транспорта, на базе которой создана военизированная пожарная охрана НКПС.
В августе 1932 г. осуществлено объединение Стрелковой Охраны Путей Сообщения и военизированной пожарной охраны НКПС под прямым руководством Центрального управления Военизированной охраны путей сообщения, вновь организованного в структуре НКПС.
2 декабря 1933 г. НКПС объявило Положение о пожарных поездах на железнодорожном транспорте, согласно которому пожарный поезд состоял из насосной станции (4-х осный товарный вагон с агрегатами) и двух оборудованных и утепленных цистерн или тендеров для воды.
29 октября 1937 г. НКПС утвердил Положение о военизированной охране путей сообщения. Основной организационной единицей являлся отряд, который подразделялся на стрелковые взводы, отделения, пожарные команды и команды пожарных поездов.
14 декабря 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление № ГКО-1024сс «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог», в соответствии с которым Военизированная пожарная охрана была переименована в Военизировано-пожарную охрану НКПС.
Во времена Великой Отечественной войны железнодорожники-пожарные не только снабжали фронт необходимым, но и ликвидировали пожары и последствия взрывов. Такие составы были предметом охоты немецких летчиков.
29 октября 1946 г. создан отряд военизированной пожарной охраны метрополитена.
В 1951 году объекты, охраняемые войсками МВД СССР, а также функции по их охране, были переданы МПС СССР, соответственно, военизированная охрана МПС СССР стала единственной вооруженной охраной железных дорог. Она осуществляла, в том числе и обеспечение пожарной безопасности всего железнодорожного хозяйства.
Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1984 г. № 603 утверждено Положение о военизированной охране Министерства путей сообщения, которым было отменено Положение, утвержденное в 1949 году. В состав военизированной охраны вошли: управление военизированной охраны Министерства; отделы военизированной охраны железных дорог, отделы военизированной пожарной охраны метрополитенов, отряды военизированной охраны отделений железных дорог, стрелковые, стрелково-пожарные, пожарные и другие подразделения.
В апреле 2003 г. в структуре МПС России было создано федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации» (ФГП ВО МПС России), а на железных дорогах вместо служб ведомственной охраны – 17 филиалов указанного предприятия. Позднее в связи с ликвидацией МПС России и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 432р от 18 апреля 2005 г. ФГП ВО МПС России было передано в ведение Федерального агентства железнодорожного транспорта. 20 мая 2005 г. приказом Росжелдора № 19 ФГП ВО МПС России переименовано в Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации».
7 февраля 2008 г. приказом Росжелдора № 46 утверждено Положение о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Сегодня пожарные поезда привлекаются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на подвижном составе, объектах железнодорожного транспорта и в полосе отвода, а также участвуют в ликвидации последствий аварийных ситуаций с подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3-4 классов опасности.
Непосредственное руководство деятельностью пожарных поездов осуществляет ФГП ВО ЖДТ России.
Организация пожаротушения на железных дорогах
К пожарным поездам предъявляются специальные требования:
- Каждый пожарный поезд должен находиться от такого же другого поезда на расстоянии не более 100 км, или в полутора часах езды. К месту пожара такой поезд пропускают со скоростью, максимально допустимой для участка пути, и с конструкционной скоростью, предусмотренной для локомотива и вагонов пожарного поезда. Причём не допускается оставление пожарного поезда без локомотива до возвращения его на пути постоянной стоянки. Тактические возможности одного пожарного поезда и его потенциал примерно соответствуют четырём пожарным частям или 50 пожарным автомобилям типа АЦ40 (130) 63Б.
- Под пожарные поезда выделяют тепловозы. Такое условие принято неспроста: на электрифицированных ж/д при тушении пожаров необходимо обесточивать контактную сеть. Соответственно, сохранить свою мобильность пожарные поезда смогут лишь при дизельной тяге. При отсутствии свободного локомотива под пожарный поезд подают локомотив любого иного поезда, находящегося на станции базирования или на прилегающем участке.
- На пожарных поездах первой и второй категории положено иметь запас пенообразователя 5000 кг. Кроме того, на них имеются углекислотные и порошковые огнетушители (ОП-4) по 5 штук и порошковые передвижные огнетушители ОП-50 по 2 штуки; 7 дыхательных аппаратов со сжатым воздухом и прибор для их проверки СКАД-1; установка комбинированного тушения пожаров «Пурга-10, 20, 30»; два лафетных ствола, один из которых с изменяемой геометрией струи и расходом 50 л/с воды или раствора пенообразователя; электростанция мощностью 6-10 КВт; увеличенный запас напорных пожарных рукавов.
- Все работники, входящие в состав боевых расчетов, обеспечены боевой одеждой первого уровня защиты. Также на вооружении имеются противохимические костюмы КИХ-4 для защиты работников при работе в условиях ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами.
- По табелю оснащенности на поездах полагается иметь большое количество необходимого инструмента, снаряжения и спецодежды. К ним относятся ломы, топоры, пилы, комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента, дисковая пила, специальная теплозащитная и теплая одежда и др.
- Поезда оборудуются радиостанциями, телефонными аппаратами, электромегафонами, фонарями и т.д.
- В состав специализированного пожарного поезда может быть включена платформа для транспортной системы комбинированного пожаротушения (ТСКП). Эта система включает две емкости, вместимостью по 10 м3. В одной из них находится порошок, цеолитовый песок; во второй диоксид углерода. Оба сосуда соединены. Диоксид углерода служит вытеснителем порошка. Сосуд с порошком оборудован аэроднищем. Для предотвращения слеживания (уплотнения) порошка периодически под аэроднище от пневмосистемы тепловоза (электровоза) подается сжатый воздух. При повышении давления под аэроднищем газ поступает в объем сосуда во всей его площади. На поверхности аэроднища образуется псевдоожиженный слой (кипящий слой). Порошок в объеме сосуда при этом взрыхляется.
За своевременное отправление, беспрепятственное проследование и прибытие пожарного поезда к месту пожара и возвращение его на пути постоянной стоянки отвечают причастные диспетчеры и начальник станции приписки пожарного поезда.
Подвижной состав пожарных поездов в России
В 2011 году в соответствии с «Концепцией обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса на период реформирования ОАО «РЖД», утвержденной в 2010 году, создан специализированный подвижной состав нового поколения, оснащенный пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием, и предназначенный для решения специфических задач по тушению пожаров в железнодорожных тоннелях, в частности, на трассе Адлер – Альпика-Сервис.
Новый пожарный поезд имеет:
- повышенную боеспособность;
- улучшенные бытовые условия размещения работников дежурного караула;
- усиленное пожарно-техническое вооружение;
- систему спутниковой навигации;
- контейнерную платформу для размещения пожарной техники, пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования;
- две цистерны для воды,
- вагон – насосную станцию.
Вагон - насосная станция
Предназначен для размещения сотрудников дежурного наряда (боевого расчета), средств связи, оповещения и навигации, пожарного и аварийно-спасательного оборудования, средств пожаротушения и другого оборудования. Обеспечивает боевой расчет всеми необходимыми условиями для несения караульной службы и эффективного выполнения своих обязанностей в оперативной обстановке.
Вагоны-насосные станции для пожарных поездов изготавливаются путем прохождения капитально-восстановительного ремонта с продлением срока службы на 15 лет (от изначальных 28 лет), на базе пассажирского вагона 47Д постройки ГДР. Вагоны для переоборудования представлялись АО «ФПК». Такие вагоны применяются в составе пожарного поезда смешанного формирования совместно с двумя цистернами – водохранилищами. Переоборудованием и ремонтом вагонов-насосных станций пожарного поезда занимается предприятие «Вагонреммаш» в Воронеже.
В связи с недостаточным парком таких вагонов принято решение о создании нового вагона со сроком службы 40 лет.
Вагон-цистерна
Эскизный проект был разработан конструкторами АО «ВНИКТИ», а ОАО «Рузхиммаш» стал разработчиком рабочих чертежей и производственной базы для новой модели. Специально под него конструкторами предприятия совместно с АО «ВНИКТИ» был спроектирован новый вид вагона. Он разработан на базе трехметровой цистерны для перевозки нефтепродуктов. В числе значительных отличий модернизированной продукции от старых образцов гораздо больший объем, наличие электронных датчиков температуры и уровня заполняемости водой, мощные осветительные приборы и использование современных изоляционных материалов с улучшенными теплотехническими характеристиками.
Платформа с модульным оборудованием пожаротушения
Предназначена для размещения модуля пожаротушения (дизельной мотопомпы 100 л/с), установки пенного пожаротушения типа Пурга-100, а также радиоуправляемого робота для тушения пожаров. Для установки оборудования использована серийная платформа модели 13-1223 без конструктивных доработок.
Радиоуправляемый робот модели LUF-60
Позволяет управлять распространением дыма в тоннелях благодаря мощной вентиляторной установке. Распыляемая в потоке воздуха вода снижает температуру, что увеличивает эффективность действия пожарного расчета.
Приобретение подвижного состава пожарных поездов осуществляется за счёт инвестиционных средств ОАО «РЖД». В период с 2011 по 2021 гг. изготовлено 190 новых пожарных поездов.
«Сегодня на сети РЖД работает 309 пожарных поездов, – отметил представитель Совета ветеранов ФГП ВО ЖДТ России Валерий Аксютин. – В этом году заканчивается действие Программы поставки пожарных поездов, реализуемой ОАО «РЖД». Со следующего года планируется закупать поезда 6-ого поколения».
Источник: ОПЖТ