Работы на БАМе, которые ОАО «РЖД» оплатит в этом году на весь объем отведенного на них бюджета в 134 млрд руб., фактически будут выполнены только на 89 млрд руб. Еще на 45 млрд руб. работы переносятся на следующий год. Причины опоздания – паводки, рост цен на материалы, дефицит трудовых ресурсов. При этом ОАО «РЖД» собирается авансировать подрядчиков за будущие работы в упрощенном порядке и разрабатывает для тех, кто доказал свою надежность, альтернативные банковским гарантиям меры обеспечения авансов.
Фактическое выполнение работ на Восточном полигоне существенно меньше размера инвестиций. Как следует из протокола правительственной комиссии по транспорту 26 ноября, ряд объектов сдвигается на 2022 год или запускается в 2021 году по временной схеме. Их перечень должен быть представлен к 23 декабря. В протоколе говорится о достижении в 2021 году 84% контрольных точек проекта (414 из 493) и о сдвиге 79 контрольных точек на 2022 год, поскольку вовремя не было получено положительное заключение госэкспертизы.
ОАО «РЖД» объявило о готовности к стопроцентному исполнению инвестпрограммы по Восточному полигону, предполагающему вложения 134,3 млрд руб.. В 2019 и 2020 годах компания не исполняла инвестпрограмму, отчитываясь о неосвоении части бюджета, а в этот раз пообещало выполнить ее целиком. Но, как следует из справочных материалов к совещанию в правительстве 14 декабря, при стопроцентном кассовом исполнении по итогам года ожидается выполнение работ только на 89,3 млрд руб. Невыполненные работы на 44,9 млрд руб. примерно равно распределяются между первой и второй очередью развития Восточного полигона. Завершить их по 58 объектам планируется в 2022 году. В документе сообщается о переносе на май-ноябрь 2022 года сроков по 16 объектам; среди них есть и довольно дорогостоящие, такие как строительство вторых путей на перегоне Эльдиган – Тудур стоимостью 7,7 млрд руб.
Среди основных причин задержки – летние паводки на территории ДФО, которые привели к сбоям в доставке материалов, техники, новых вахтовых смен и выполнении строительных работ. Также это коронавирусные ограничения, снижающие приток мигрантов на стройки, и удорожание материалов, которое привело к росту стоимости строительства дорог на 5,5%, мостов – на 12,54%, энергообъектов – на 13%.
Только за счет роста цен на материалы стоимость работ в целом по компании выросла примерно на 8% – до 777 млрд руб. с НДС, а с учетом роста цен на оборудование и заработной платы – до 838,3 млрд руб. На ряде объектов сменились подрядчики – как из-за невыполнения ими контрактных обязательств, так и вследствие роста сметы. Также работы по некоторым объектам невозможно завершить до наступления положительных температур.
В ОАО «РЖД» от комментариев отказались, подтвердив лишь готовность освоить все плановые инвестиции к концу года. При этом, следует из материалов к совещанию 14 декабря, предлагается проавансировать подрядчиков уже в этом году по работам в будущем. Менеджмент ОАО «РЖД» по решению совета директоров от 30 сентября разрабатывает альтернативные меры обеспечения, помимо банковских гарантий, для выплаты авансовых платежей хорошо зарекомендовавшим себя подрядчикам. Такая мера, сообщается в документе, позволит «обеспечить адресное авансирование подрядных организаций, в значительной степени обеспечить источник финансирования по материалоемким объектам, где своевременная закупка оборудования, материалов и комплектующих напрямую влияет на сроки реализации работ и ввода объектов в эксплуатацию».
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что следующий год с точки зрения инфляции будет тяжелым и есть потенциал продолжения роста цен на некоторые виды материалов – например, нерудные. Однако, по его мнению, у ОАО «РЖД» есть шанс закончить большинство не выполненных в этом году работ в 2022 году и при этом выполнить план на следующий год.
Источник: Коммерсантъ