data-caption= data-caption= data-caption=
Состоялись демонстрационные поездки беспилотного электропоезда «Ласточка»

Локомотивы

 

В четверг и пятницу на минувшей неделе прошли демонстрационные поездки беспилотного электропоезда ЭС2Г «Ласточка» № 136, первого в Европе поезда с сертифицированным машинным зрением. Без пассажиров, но с машинистом на борту он совершил самостоятельную поездку по Московскому центральному кольцу (МЦК), проехав в четверг два круга (круг – 54 км) и выполнив 62 остановки около пассажирских платформ. В пятницу маршрут составил полтора круга и 46 остановок.

Поездки прошли днем, движение начиналось от станции Андроновка и заканчивалось в депо Подмосковное. Пассажиров на платформах предупреждали стандартно: «На электропоезд, следующий до станции (название следующей станции) посадки нет». Как сообщили «Гудку» в Департаменте технической политики (ЦТЕХ), согласно международной классификации «Ласточка» № 136 оснащена по уровню автоведения GoA3 (всего четыре уровня), предполагающему работу в автономном режиме, но с присутствием машиниста на борту, готового вмешаться в случае форс-мажорной ситуации.

«За последние 10 месяцев электропоезд «Ласточка» проехал по МЦК около 7 тыс. км как в дневное, так и в ночное время», – рассказал «Гудку» технический руководитель проекта по созданию беспилотных поездов РЖД Павел Попов.

Каждая кабина электропоезда ЭС2Г № 136 снабжена восемью оптическими камерами, тепловизором, двумя лидарами и ультразвуковыми датчиками. Кроме того, на втором и четвертом вагонах электропоезда стоят камеры контроля пантографа и контактной сети.

Человек видит препятствие в виде пешехода на расстоянии 600–800 м днем, а ЭС2Г № 136 – на расстоянии до 1 км. Локомотивная бригада в темное время суток видит на дальности 300–400 м, а системы машинного зрения за счет тепловизора определяют препятствие на большей дальности. Имея высокую скорость реакции, умная автоматика успевает остановить электропоезд до столкновения, причем делает это плавно, без экстренного торможения. Полная автоматизация позволяет сократить минимальный интервал движения до 3 минут. Сегодня это 4 минуты.

Демонстрационные поездки прошли без пассажиров. В подконтрольную эксплуатацию с пассажирами ЭС2Г № 136 планируется запустить в 2022 году.

Сейчас на завершающем этапе находится разработка конструкторской документации «Ласточки», оснащенной по уровню GoA4, предполагающему полностью автономную работу, без присутствия машиниста в поезде. Такой электропоезд должен быть изготовлен летом 2022 года.

Впрочем, совсем без присмотра со стороны человека не останется и он. С переходом на автоведение GoA4 следить за движением поездов на МЦК будут машинисты-операторы. На станции Андроновка оборудован пульт дистанционного управления, с помощью которого машинист-оператор сможет в случае необходимости принимать управление электропоездом. По словам Павла Попова, в настоящий момент утверждена должностная инструкция обязанностей машиниста-оператора, разрабатывается тренажер для обучения машинистов-операторов и соответствующие программы обучения.

Источник: РЖД