ОАО «РЖД» по поручению президента РФ разработало программу приведения железнодорожных путей к «нормативному состоянию» до 2030 года. Параметры еще будут уточняться, но пока она оценивается в 6,5 трлн руб., источники которых неочевидны: рассматривается резкое увеличение надбавки на капремонт к тарифу до 7-8% на все время, что не встречает понимания у грузоотправителей.
Более того, само ОАО «РЖД» видит риски невывоза из-за ремонта до 275 млн тонн грузов, чуть меньше половины которых – на востребованном Восточном полигоне, который как раз будет расширяться в течение всего этого периода. Учитывая это, аналитики не видят смысла в программе в нынешнем виде.
На заседании президиума правкомиссии по транспорту 28 декабря ОАО «РЖД» представило программу «поэтапного вывода путевого комплекса на нормативный уровень» до 2030 года. Источник в правительстве пояснили, что решения по документу не приняты. В ОАО «РЖД» говорят, что планируют доработать его в первом квартале 2022 года. В монополии уточнили, что программа сформирована в соответствии с июньским поручением Владимира Путина. Он поручил провести инвентаризацию технического состояния путей на предмет наличия узких мест и утвердить программу приведения инфраструктуры к нормативному уровню.
Документ, пояснили в ОАО «РЖД», включает мероприятия по обновлению пути со всеми инженерными сооружениями, а также основных фондов производственных предприятий, в том числе парка путевой техники и вагонов специального назначения: «Проект предполагает выполнение в период 2022-2030 годов капитальных ремонтов главных и станционных путей в объеме 91,5 тыс. км».
В ОАО «РЖД» не комментируют стоимость программы. Но судя по презентациям, она очень дорогая – 6,47 трлн руб. в 2022-2030 годах. Так, 3,03 трлн руб. уйдет на капремонты пути, 2,56 трлн руб. – на реконструкцию искусственных сооружений и земляного полотна, более 570 млрд руб. – на путевую технику, 311 млрд руб. – на обновление основных фондов. В качестве возможных источников финансирования указаны дополнительная целевая надбавка к тарифам и господдержка. Сейчас надбавка на капремонт в 2% уже действует, в 2022 году ее повысят до 3%, в 2023-м – до 5%, в 2024-м – до 7%, потом она опять должна вернуться к 2% в 2025 году и совсем исчезнуть в 2026 году.
Однако с учетом новой программы динамика может измениться. Согласно презентации, надбавка должна скакнуть до 7% уже в 2022 году, а в 2024-м увеличиться до 8% и в таком виде существовать до 2030 года включительно. То есть на капремонт ОАО «РЖД» будет с 2022 года изымать с клиентов более 100 млрд руб. в год. Впрочем, в монополии утверждают, что параметры на 2022-2024 годы соответствуют утвержденным параметрам инвестпрограммы. То есть, возможно, в этот период рост надбавки все же не предусмотрен.
Как поясняют в ОАО «РЖД», на основе данных о перспективных объемах погрузки сделаны оценочные расчеты рисков выполнения перевозок при реализации планов ремонта. Согласно презентации, суммарно из-за ремонтных работ может быть недовывезено порядка 275 млн тонн, при этом 111 млн тонн – на стабильно востребованном Восточном полигоне. Среди других рисков – недополучение 377 млрд руб. доходов от грузоперевозок, формирование избыточного парка техники, появление дефицита мощностей и трудовых ресурсов у ОАО «РЖД» и удорожание ремонта.
Собеседники среди грузоотправителей восприняли программу скептически.
Один из них не понимает, на что пошла уже действующая надбавка на капремонт, а масштабы сборов с грузоотправителей «поражают воображение». Другой собеседник не спорит, что инфраструктуру ремонтировать надо, однако, по его мнению, странно проводить такую программу ремонтов параллельно с масштабной стройкой на Восточном полигоне, одной рукой расширяя пропускную способность, а другой – ограничивая.
Программа на 6 трлн руб. очевидно утопична, полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, и пока предложения ОАО «РЖД» «как бы констатируют этот факт». Если на 2022-2024 годы программа выглядит амбициозно, но реалистично, то далее объемы работ вырастают кратно, особенно по искусственным сооружениям.
При этом, подчеркивает эксперт, не приведено аргументов, почему программу нужно реализовывать с учетом того, что в период ремонта провозная способность сильно снижается, особенно на Восточном полигоне, что противоречит всем смысловым установкам инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» и планам развития угольной отрасли. С точки зрения выполнения поручений президента, отмечает Михаил Бурмистров, «появление программы понятно», однако в нынешнем виде ее сложно назвать даже отправной точкой в дискуссии о возможных корректировках тарифов.
Источник: Коммерсантъ