Грузовые железнодорожные тарифы в РФ с 1 января увеличены на 6,8%.
Действующий в стране принцип индексации ставок строится на формуле «инфляция минус». По ней размер индексации рассчитывается на основе макропрогноза Минэкономразвития как уменьшенное на 0,1 процентного пункта среднее арифметическое фактических индексов потребительских цен за предшествующие два года и прогнозных – на следующие два. На 2022 г. это давало рост железнодорожных тарифов на 4,3%.
Однако ОАО «Российские железные дороги» попросило заложить в размер базовой индексации и ценовое давление, которое оказывал растущий спрос на расходы монополии при покупке материалов и услуг.
По сути, в формуле «инфляция минус» индекс на текущий год оставался прогнозным (в силу того, что итогового его значения при расчетах повышения ставок к концу года просто еще нет), и в последние годы он был заметно ниже реальной инфляции, пояснял логику перевозчика источник «Интерфакса» на транспортном рынке.
Накопленную с 2019 г. (с начала регулирования по формуле «инфляция минус») разницу между прогнозными и фактическими цифрами текущих лет монополия оценивала в 1,5 процентного пункта и была поддержана правительством. Это увеличивало базовую индексацию до 5,8%.
При этом дополнительно на 1 процентный пункт увеличена целевая надбавка на финансирование капитального ремонта инфраструктуры (ранее она составляла 2% и в 2022 г. достигла 3%).
Одновременно в «базе тарифа» до конца 2025 г. продлена 1,5%-я наценка для компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства (ее действие прекращалось 31 декабря 2021 г.).
Также с 1 января дополнительно на 4,75% (сверх 6,8%) увеличены ставки на перевозки контейнеров (за исключением термических), а 10,5%-я скидка на транспортировку антрацита заменена на 5%-ю надбавку. Помимо этого, отменены льготные тарифные схемы для ряда вагонов с улучшенными техническими характеристиками.
«(Принятый пакет тарифных решений) позволит обеспечить сбалансированность финансового плана и инвестиционной программы РЖД на 2022-2024 гг.», – отмечала ранее Федеральная антимонопольная служба РФ. Ежегодные вложения монополии впервые за всю ее историю в ближайшие 3 года будут выше 1 трлн руб.
Источник: РЖД