data-caption= data-caption= data-caption=
Президент согласовал квоты на вывоз угля из Хакасии, Бурятии и Тувы

Перевозки

 

Президент согласился закрепить дополнительный вывоз 9 млн тонн угля из Хакасии, Бурятии и Тувы. Экспорт из этих регионов упал почти вдвое из-за роста добычи в Якутии, а работающие там СУЭК и «Коулстар» могли недополучить $1 млрд.

Президент Владимир Путин согласился «закрепить в приоритетном порядке» дополнительный вывоз 9 млн тонн угольных грузов по железной дороге в восточном направлении из Хакасии, Бурятии и Тувы в 2022 году.

Это следует из письма его помощника Игоря Левитина от 24 декабря 2021 года со ссылкой на предложение правительства. На этом документе Путин поставил росчерк: «Согласен». (...)

Письмо о необходимости обеспечить приоритетный вывоз угля из этих трех регионов Путину еще 9 декабря направил первый вице-премьер Андрей Белоусов. Он предлагал поручить РЖД вывезти из Хакасии и Бурятии в этом году в общей сложности около 18 млн тонн угля (по 9 млн тонн из каждой республики, в квоту Хакасии входит 0,4 млн тонн поставок угля из Тувы). Подобный механизм уже несколько лет действует для Кузбасса: региону в 2021 году гарантирован вывоз 53 млн тонн угля к портам Дальнего Востока, а в 2022 – 58 млн тонн (+5 млн тонн).

«Мы традиционно не комментируем служебную переписку», – сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Издание направило запросы представителям первого вице-премьера Андрея Белоусова и «Российских железных дорог» (РЖД).

Зачем регионам понадобились квоты на вывоз угля

Предложенные к гарантированному вывозу 18 млн тонн угля – это среднегодовые показатели его экспорта из Бурятии и Хакасии в 2018-2020 годах, следует из письма Белоусова. В 2020 году из Хакасии РЖД вывезли на экспорт в порты Дальнего Востока 11,5 млн тонн угля, а из Бурятии – 9,8 млн тонн. Но в 2021 году погрузка угля по «Транссибу» и БАМу из этих двух регионов сократилась на 40-60%. По оперативным данным, в 2021 году Бурятия вывезла на восток 5,9 млн тонн угля, Хакасия – 5 млн тонн, сообщил представитель РЖД.

Основным производителем угля в Бурятии и Хакасии является СУЭК Андрея Мельниченко, ежегодно добывающего в России более 100 млн тонн угля (в 2020 году добыча угля компании снизилась на 5%, до 101,2 млн тонн, итоги 2021 года пока не объявлены). В Хакасии еще около 3 млн тонн угля в год добывает «Коулстар» Эдуарда Худайнатова. В Туве, сильно уступающей соседям по объему добычи, этим бизнесом занимается Тувинская горнорудная компания.

В 2021 году РЖД не вывезли более 10 млн тонн из Хакасии и Бурятии, что для угольных компаний (СУЭКа и «Колустара») может стать упущенной выгодой в размере более $1 млрд, учитывая среднюю цену энергетического угля за год на уровне $109 за тонну, подсчитал управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Это привело к потерям и для региональных бюджетов, пишет Левитин в письме Путину.

Гендиректор СУЭКа Степан Солженицын ранее призывал власти разработать недискриминационный алгоритм вывоза грузов. «От отсутствия такого прозрачного механизма распределения квот на вывоз грузов страдает, например, Бурятия, которой сократили квоты на 75%», – отмечал он. Представители СУЭКа и «Коулстар» отказались от комментариев.

Из-за чего два региона лишились части экспорта

Падение экспорта из Бурятии и Хакасии на более чем 10 млн тонн произошло из-за роста объемов вывоза угля из Якутии – в первую очередь, с Эльгинского месторождения, принадлежащего «А-Проперти» Альберта Авдоляна. «Дополнительную загрузку восточных участков БАМа в прошлом году обеспечила активизация новых угольных предприятий, работающих, в основном, в Якутии: например, при среднегодовом показателе погрузки данного региона в 8,9 млн за период 2018-2020 годы, в 2021 году объемы выросли до 21,2 млн тонн», – отмечает представитель РЖД.

«Эльгауголь», которая в апреле 2020 года перешла под контроль компании Авдоляна, в первом полугодии прошлого года увеличила добычу на 300%, до 7,5 млн тонн, а по итогам года планировала ее довести до 18 млн тонн (против 7 млн тонн в 2020 году). Объем добычи угля в Якутии по итогам 2021 года может вырасти в полтора раза, с 20,1 млн тонн до 30 млн тонн, что станет рекордом для республики, отмечал министр промышленности и геологии республики Максим Терещенко.

«Только в этом году у нас по восточному направлению поехало 6 млн тонн якутского угля. В прошлом году, в первом полугодии, это было 0,5 млн тонн, – говорил Белоусов в июле 2021 года. – Вот этот прирост на 6 млн тонн при фактическом отсутствии роста провозных возможностей РЖД кого-то должен был выбить». Он тогда указывал, что вместе с региональными чиновниками «буквально в ручном режиме» решается вопрос, как вывезти недостающие объемы.

Для решения проблемы с вывозом якутского угля Авдолян предложил построить частную железную дорогу от Эльгинского месторождения до Охотского моря Эльга – Чумикан и порта. Но при этом он попросил РЖД о пятилетнем договоре на вывоз 30 млн тонн сырья по существующей инфраструктуре – на время строительства дороги. В РЖД и правительстве пока не принято окончательного решения по этому проекту. 

При каком условии вывоз угля будет гарантирован

По данным РЖД, перевозки угля на Восточном полигоне («Транссиб» и БАМ) в прошлом году в целом выросли на 0,3 млн тонн, до 101,2 млн тонн. По магистрали также было перевезено еще 44 млн тонн грузов, имеющих более высокий приоритет, – в том числе, нефтепродукты, удобрения, зерно и контейнеры.

Белоусов в письме Путину от 9 декабря называет выделение квот для Хакасии, Бурятии и Тувы «обоснованным» решением в связи с планируемым увеличением провозной способности БАМа и «Транссиба» в 2022 году на 14 млн тонн, до 158 млн тонн. Практически весь прирост пропускной способности Восточного полигона будет отдан на перевозку угля на экспорт из четырех регионов (5 млн тонн из Кузбасса плюс 9 млн тонн из Хакасии, Бурятии и Тувы), отмечает Левитин в письме, отправленном на две недели позже. Вывоз из этих регионов станет более приоритетным по сравнению с остальными грузами из других регионов Сибири и Дальнего Востока (включая Якутию), добавляет он. Доля угля в экспорте по Восточному полигону увеличится с нынешних 70% до примерно 75%.

Одновременно Левитин предложил поручить правительству «увязать» обеспечение в 2022 году гарантированного вывоза угля на экспорт в восточном направлении из Хакасии и Бурятии со сроками и мероприятиями, связанными с развитием Транссиба и БАМа. В случае необходимости объем экспорта должен корректироваться и предоставляться соответствующий доклад на правкомиссии по транспорту 1 июля и 30 декабря, говорится в письме чиновника. Уже 30 декабря Белоусов разослал поручение в РЖД, Минтранс, Минэнерго и ФАС, в котором говорится о необходимости увязки вывоза угля с увеличением пропускной способности Восточного полигона.

Ущемленными выглядят угольщики Якутии. «Следует отметить, что дополнительную загрузку восточных участков БАМа в прошлом году обеспечила активизация новых угольных предприятий, работающих в основном в Якутии, – сообщили в ОАО «РЖД». – Так, при среднегодовом показателе погрузки данного региона в 8,9 млн тонн за 2018-2020 годы в 2021 году объемы выросли до 21,2 млн тонн».

Объемы и структура перевозок на Восточном полигоне обусловлены действующими правилами недискриминационного доступа, говорят в ОАО «РЖД», в соответствии с которыми в 2021 году на Восточном полигоне перевезено 44 млн тонн грузов, имеющих более высокий приоритет, чем уголь, в том числе нефтепродукты, удобрения, зерно, контейнеры.

Наличие квоты для Тувы любопытно с точки зрения отсутствия железных дорог, по которым вывоз можно было бы осуществить. Эту проблему был призван решить проект ветки Кызыл – Курагино до Элегестского угольного месторождения, но концессия была заморожена на пять лет. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин полагает, что речь идет о поставках с Межэгейского месторождения, где транспортировка идет самосвалами на 500 км до станции Абаза в Хакасии. «С учетом качества этого угля (концентрат марки Ж) столь дорогостоящая транспортировка оправданна при ценах выше $130 за тонну коксующегося угля», – отмечает господин Гришунин.

Он полагает, что техническая возможность выбрать квоту в 2022 году у Бурятии и Хакассии есть, но в основном это будут либо бурые угли, которые не востребованы на мировом рынке, либо низкосортный энергетический уголь марок Д и Г. «Цены на них пока выше $110 на тонну в портах Дальнего Востока, – говорит эксперт, – но уже достаточно явно снижаются. И в случае достижения уровней $60 за тонну их поставка будет нерентабельной».

Источник: РБК