Киев наложил ограничения на транзитные поставки в Словакию.
Украина закрыла транзит угля из России для нужд завода американской U.S. Steel в Словакии. Запрет никак не объясняется, но Украина активно пользуется таким инструментом, чтобы решить проблему со скоплением вагонов на границе. Так, ограничения были наложены и на поставки в Польшу. По мнению экспертов, вряд ли американский завод надолго останется без сырья, поскольку власти Словакии потребуют от Киева отменить ограничения.
«Укрзализныця» с 24 января до особого распоряжения запрещает транзит угля из России марок К, Т, Г, СС, Д, а также концентрата и антрацита. Грузополучателем в базе данных «Укрзализныця» значится U.S. Steel Kosice. Владельцем завода с 2000 года является американский концерн U.S. Steel. Мощность предприятия составляет около 4,5 млн тонн стали в год.
Словакия не является существенным рынком сбыта для России. По данным ЦДУ ТЭК, в 2021 году Россия экспортировала в страну 935,8 тыс. тонн угля, в основном энергетического. Ввоз же коксующихся марок в прошлом году обрушился на 75%, до 23,3 тыс. тонн, несмотря на высокие цены на сталь. Среди компаний лидером по поставкам в Словакию является «Кузбассразрезуголь», который нарастил экспорт на 81%, до 477 тыс. тонн.
U.S. Steel Kosice еще не отчитался за 2021 год, но в 2019-2020 годах завод генерировал убытки – €54 млн в 2019 году и €33,6 млн в 2020 году. В сентябре 2019 года власти Кошицкого края выражали обеспокоенность низким уровнем инвестиций в завод, что, по их мнению, приводило к снижению конкурентоспособности предприятия на рынке. «Укрзализныця» уже вводила с 1 января запрет на поставки руды из России и Украины для нужд словацкого металлургического завода. Железная руда на завод поступает в основном из месторождений в Кривом Роге и на Курской магнитной аномалии.
Также временный запрет введен на железнодорожный транзит через Украину в Польшу. Украинская сторона объяснила ограничения скоплением вагонов на границе и устаревшей инфраструктурой польской железной дороги. По данным «Укрзализныця», на границе с Польшей в прошлом году ежесуточно накапливалось от 1,8 тыс. до 3,2 тыс. вагонов, что создавало пробки на маршруте.
Запрет, наложенный на перевозку угля по линии Ужгород – Кошице, не означает остановки всего российского угольного транзита в Словакию. Российский уголь также поступает на железнодорожную станцию Вояны, где поблизости расположена электростанция, являющаяся наравне с металлургическим комбинатом потребителем угля. Линия же Ужгород – Кошице используется в основном для перевозки металлургического сырья для нужд завода.
Поставки российского угля на Украину и транзитом через страну осуществляются по квотам. В ноябре прошлого года Россия остановила экспорт энергетического угля на Украину, объяснив это растущим спросом на него внутри страны. Это усугубило дефицит угля на украинских ТЭС: 20 января «Укрэнерго» сообщало о том, что почти половина энергоблоков ТЭС не работает из-за нехватки угля. Несмотря на существующие ограничения, Россия остается крупнейшим поставщиком угля на Украину: в 2021 году Украина закупила российского угля на $1,5 млрд при общем импорте в $2,5 млрд.
Блокировка транзита вряд ли продлится долго, говорит Сергей Гришунин из Национального рейтингового агентства. Скорее всего, власти Словакии будут давить на власти Украины с целью прекратить подобную практику «Укрзализныця».
Более того, потребителем российского угля в Словакии является завод U.S. Steel Kosice, что может привлечь внимание властей США к действиям украинских железнодорожников и вызвать новые торговые ограничения на украинскую стальную продукцию в США.
936 тысяч тонн составили поставки российского угля в Словакию в 2021 году.
Источник: Коммерсантъ