Потребители услуг железных дорог не удовлетворены темпами прироста погрузки на Восточном полигоне, следует из материалов, представленных к заседанию комиссии по вопросам реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина, намеченному на 25 января.
Так, сообщается в презентации, отгрузка угля на экспорт в восточном направлении выросла в 2021 году всего на 0,44% — до 101,34 млн тонн при плане Минтранса в 108,2 млн тонн:
«Основная причина невыполнения плана по отгрузке — перенос сроков сдачи объектов на ключевых лимитирующих участках Восточного полигона».
Потери Бурятии в отгрузке на восток составили 4 млн тонн и не были компенсированы на других направлениях, Хакасия потеряла 6 млн тонн, Новосибирская область — 1 млн тонн. При этом отгрузка на восток угля из Якутии выросла на 10 млн тонн, из которых 9,5 млн тонн — через Амурскую область (объемы «Эльгаугля», входящего в «А-Проперти»), из Хабаровского края — на 1,5 млн тонн.
Потребители говорят, что не выполнен ряд правительственных поручений, в том числе от премьера о безусловном вывозе грузов ДФО: не отправлены 5,8 млн тонн из Бурятии и 0,6 млн тонн из Хабаровского края. Не выполнен пункт протокола правительственной комиссии по транспорту о недопущении снижения погрузки из моногородов относительно среднегодового уровня 2018–2020 годов (на 53% снижена погрузка Черногорска в Хакасии, на 40% — Саган-Нура в Бурятии, на 26% — Нерюнгри в Якутии, на 25% — Черемхово в Иркутской области). Не введен в эксплуатацию по временной схеме ряд объектов.
В ОАО РЖД сообщили, что компания выполняет обязательства по обеспечению провозной способности Восточного полигона, закрепленные в комплексном плане модернизации инфраструктуры.
Также «рассматриваются различные варианты по ускорению достижения показателей, установленных планом на последующие годы». В ОАО РЖД подчеркивают, что в 2021 году погрузка угля на экспорт на сети выросла на 7,7%, до рекордных 215 млн тонн. В целом его погрузка составила 371,7 млн тонн, что на 5,2% больше, чем в 2020 году: «Перевозки угля в восточном направлении, на Дальневосточную и Забайкальскую железные дороги, включая внутрироссийские и экспорт, превысили 122 млн тонн (плюс 0,2% к результатам 2020 года). Такого результата удалось достичь на фоне роста перевозок на Дальний Восток других грузов: нефтеналивных, лесных, руды и др.».
Вместе с тем, в ОАО РЖД в рабочем порядке рассматривают возможность ускорения работ на БАМе. Предлагается досрочно ввести 27 объектов, запланированных на 2023 год, что обеспечит прирост провозной способности к началу года на 24,2 млн тонн — до 168,2 млн тонн, а не до 158 млн тонн, как планируется сейчас.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что 2022-й и, вероятнее всего, 2023 год обещают быть благоприятными для экспорта угля: геополитическая напряженность в Европе сохраняется, цены на газ и нефть на пике, выработка электроэнергии из возобновляемых источников ограничена из-за погодных условий, что стимулирует спрос на уголь и сохранение высоких цен на него. ОАО РЖД критически важно увеличить масштаб работ и повысить скорость строительства на Восточном полигоне, говорит эксперт, поскольку иначе экспортеры угля потеряют долю на рынке, недополучат доходы и будут вынуждены ограничить инвестиции в рост добычи. По его словам, улучшить ситуацию могут совместные проекты ОАО РЖД с грузоотправителями как по расшивке узких мест и повышению эффективности работы инфраструктуры необщего пользования, так и по оптимизации диспетчеризации, особенно на смычке железных дорог с портами.
Источник: Коммерсантъ