Венгрия может получить от России кредит в $2 млрд для строительства железнодорожного обхода Будапешта, выяснилось по итогам встречи Владимира Путина с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном.
«Премьер-министр [ Виктор Орбан ] вопрос такой поставил, я думаю, мы его решим. Я пока шел сюда, получил дополнительную информацию от РЖД, это касается дополнительного финансирования за счет кредитной линии в $2 млрд – это возможный объем для такого рода проекта, и обход Будапешта можно будет сделать», – сказал Путин.
Это не первый российский госкредит для Венгрии. В 2014 г. Россия согласовала кредит в размере до 10 млрд евро для постройки двух блоков на АЭС «Пакш». Сейчас срок кредита продлен до 2030 г.
Впервые речь о возможном финансировании российской стороной строительства железнодорожной линии V0 (обхода Будапешта), которая соединит венгерско-украинскую границу с венгерско-австрийской, зашла 25 января 2022 г. в ходе переговоров министра транспорта России Виталия Савельева с министром инноваций и технологий Венгрии Ласло Палковичем.
V0 свяжет Дьер на западе Венгрии с городом Цеглед в центральной Венгрии. Линия строится для снижения нагрузки на южный железнодорожный мост Будапешта. Поезда на электрифицированной линии смогут двигаться со скоростью 120-160 км/ч. В апреле 2021 г. была начата разработка ТЭО, его планируется завершить летом 2023 г.
Кроме того, в Венгрии строится терминал East West Gate (EWG), который, как ожидается, начнет работу в апреле. На начальном этапе пропускная способность железнодорожной сети ограничит мощность EWG до 500 000 TEU (эквивалент 20-футового контейнера). Но с завершением строительства линии в обход Будапешта терминал сможет пропускать до 1 млн TEU в год.
В декабре прошлого года Россия, Австрия и Венгрия создали СП, которое возьмет на себя роль экспедитора и поставщика логистических услуг на «Новом шелковом пути». Партнерами стали РЖД, CER Cargo Holding (Венгрия) и Rail Cargo Group (Австрия). В центре внимания СП будут грузоперевозки из китайских провинций в страны Южной Европы и Балкан через Россию и Венгрию и обратно.
Президент национального центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин рассказал, что ранее существовал подобный проект, в котором участвовали РЖД, но не в обход Будапешта, а с глубоким заходом до Вены. «Этот проект приостановлен в 2014 г. по понятным причинам. Теперь появился проект России, Венгрии и Австрии», – рассказал он. Сейчас, по его словам, дать оценку этому проекту сложно. «Не уверен, что этот проект будет соответствовать заявленным целям, Но очевидно, что РЖД не оставляют попытки задействовать Австрию и Балканы для транзита и обыгрывают ситуацию различных обходов Украины», – пояснил Иванкин.
В РЖД от дополнительных комментариев отказались.
Источник: Ведомости