data-caption= data-caption= data-caption=
Судебное заседание по иску Алтайвагона к Уралвагонзаводу на 482,8 млн руб. состоится 9 февраля

ЖД Администрации

 

В среду, 9 февраля, в арбитражном суде Свердловской области должно состояться судебное заседание по иску ОАО «Алтайвагон» к АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» о взыскании более 482,8 млн руб.

Согласно информации суда, «Алтайвагон» обратился в арбитражный суд Свердловской области с иском к УВЗ о взыскании компенсации в сумме 482 млн 850 тыс. руб. за нарушение в период с 1 июня 2018-го по 31 мая 2019 года исключительного права на полезную модель, охраняемую патентом № RU 158625 U1 «Полувагон». Исковое заявление было принято к производству 17 августа 2021-го.

УВЗ заявил ходатайство о рассмотрении дела на закрытом судебном заседании, против которого выступил «Алтайвагон». Предварительное судебное заседание было отложено. Затем «Алтайвагон» предложил привлечь к участию в деле в качестве третьего лица ООО «Сибирское патентное бюро», с чем не согласился «Уралвагонзавод». Суд снова отказал.

15 октября 2021 года суд признал оконченной подготовку дела к судебному разбирательству. Но от «Алтайвагона» поступили письменные пояснения и приобщение к делу дополнительных документов. Затем заявил ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи при содействии арбитражного суда Алтайского края, или Новоалтайского городского суда Алтайского края, или Октябрьского районного суда города Барнаула. Но в удовлетворении ходатайства суд решил отказать. В итоге судебное заседание было назначено на 9 февраля.

Известно, что «Алтайвагон» запатентовал разработку своих сотрудников еще в мае 2015 года, и арбитражному суду Свердловской области придется дать оценку правомерности начисления штрафных санкций.

Начало конфликта УВЗ и «Алтайвагона» было положено еще несколько лет назад.

В апреле 2017 года УВЗ выступил против «дискриминационного» предоставления «Алтайвагону» скидки на порожний пробег для инновационных вагонов со стороны ФАС. Тогда уральское предприятие отмечало, что вагоны с повышенной нагрузкой на ось «Алтайвагона» не прошли все необходимые испытания. В конце месяца гендиректор УВЗ Александр Потапов обратился в Минтранс России с просьбой предотвратить ввод скидок для «Алтайвагона».

С позицией А. Потапова согласились в Минтрансе, Минпромторге и Минэкономразвития.

ФАС планировала уравнять конкурентные возможности «Алтайвагона» с лидерами рынка, так как до предоставления преференций предприятию приходилось продавать инновационные вагоны до 12% дешевле своих конкурентов. В ФАС также отмечали, что инновационные полувагоны алтайского производителя строятся на тележках УВЗ, которые уже прошли все дополнительные испытания.

В июне 2017 года УВЗ внес изменения в условия договора с «Алтайвагоном» по предоставлению лицензии на производство тележек для вагонов с нагрузкой на ось 25 тс. Уральский производитель в соответствии с новыми условиями предложил «Алтайвагону» продавать все выпускаемые тележки модели 18-194-1, а также оборудованные ими вагоны исключительно УВЗ либо АО «УБТ-Уралвагонзавод» (входит в состав УВЗ). Уровень роялти увеличился в 10 раз, до 42 тыс. руб. за вагон, в сравнении с начальным контрактом. Срок действия лицензии сократился с 10 лет до одного года.

Владелец патента также оставил за собой право расторгнуть контракт с лицензиатом в одностороннем порядке. Руководство «Алтайвагона» отказалось от новых условий.

В конце марта 2018 года АО «Алтайвагон» объявил о расторжении лицензионного договора с УВЗ на использование лицензии по производству тележек модели 18-194-1. Тогда, по версии представителей УВЗ, сбой в обеспечении составными частями 18-194-1 привел к расторжению контракта с АО «СУЭК» на поставку 3,5 тыс. полувагонов моделей 12-2142 и 12-2143. Предприятие обязано компенсировать заказчику 700 млн руб. В стоимость включена неустойка за просрочку поставки заказа. «Алтайвагон» не смог поставить 937 полувагонов.

В сентябре 2018 года ФАС поддержала «Алтайвагон» в споре с УВЗ по отказу в поставках полимерных комплектующих для производства тележек грузовых вагонов. В УВЗ категорически не согласились с решением ФАС «с нарушением императивных требований законодательства».

На сегодня ОАО «РЖД» владеет конструкторской документацией на инновационную тележку «Алтайвагона». Осенью 2020 года монополия захотела ускорить получение ею льготного тарифа на порожний пробег. Но для этого требуется три-четыре года испытаний, и в РЖД предложили смоделировать износ математически. Участники рынка возразили, заявив, что должным образом заменить натурные испытания невозможно.

«На сегодня плохо обстоят дела с тележкой. В настоящий момент она самая худшая на рынке по всем показателям – она тяжелее. Если ставишь ее под вагон, она будет конкуренту проигрывать однозначно. Поэтому развития тяжеловесного движения с этой тележкой нет. Для того чтобы ее поставить на производство, потребовалось 19 месяцев. Может быть, будут ее ставить под те вагоны, где не нужна грузоподъемность? Что с ней будут делать, пока не ясно. Но, наверно, найдут какое-то применение», – делится рассуждениями источник, близкий к компании.

Осенью прошлого года АО «Алтайвагон» – крупнейшее вагоностроительное предприятие Сибири, выпускающее крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны и литье, – отметило свое 80-летие. На сегодня завод – один из крупнейших в РФ и на пространстве 1520 по производству железнодорожного грузового подвижного состава. В структуру компании входят три производственные площадки. Головное предприятие АО «Алтайвагон» занимается разработкой и изготовлением новых моделей подвижного грузового железнодорожного состава.

В 2020 году предприятие на фоне падения спроса на новые вагоны и уровня железнодорожных грузоперевозок продемонстрировало снижение объемов производства.

Было выпущено 8142 вагона.

Источник: РЖД-Партнер