Цена предложения оказалась на 40 млн рублей вышей максимально установленной перевозчиком, в связи с чем заявка американского производителя не была допущена к оценке, а конкурс признан несостоявшимся.
Такое решение принято конкурсной комиссией «Железных дорог Якутии» (ЖДЯ) и указано в опубликованном сегодня протоколе рассмотрения результатов торгов. Перевозчик хотел закупить 6 односекционных тепловозов, имеющих мощность 3 310 кВт и способных работать на смеси дизельного топлива и СПГ, за 2,4 млрд руб. с НДС (максимальная цена). Из протокола следует, что на конкурс была подана только одна заявка от ООО «Электро-Мотив Локомотив Текнолоджис» (им владеет Caterpillar), которое было готово выполнить контракт в течение трех лет за 2,44 млрд руб. (+1,6% к предельной цене). Таким образом, в среднем за один односекционный тепловоз Progress Rail просила 407 млн руб. с НДС.
Конкурс проводился повторно: он был объявлен 18 января, при этом один раз конкурсная документация корректировалась. Стоит отметить, что прошедшее время с дня публикации до дня начала работы комиссии (1 февраля) курс доллара США вырос на 1,9% (по ЦБ РФ).
Первый конкурс был объявлен еще в октябре прошлого года, и он предполагал такие же объемы поставок за аналогичную сумму. Однако в тот раз торги не состоялись, потому что не было подано ни одной заявки. Также в ноябре ФАС России рассматривала жалобу от «ТМХ Промышленные решения» (входит в ТМХ) на условия конкурса: российский производитель (флагманская модель сейчас – тепловозы 3ТЭ25К2М) обвинил ЖДЯ в том, что указанные в конкурсной документации требования к локомотивам соответствуют товару конкретного производителя, установлено неправомерное требование по производству и сборке машины на территории, которую должны определить ЖДЯ, а также в ряде других нарушений.
Так, одно из требований перевозчика заключалось в модульной конструкции тепловоза капотного типа (капотные магистральные тепловозы на территории России не производятся). Однако в ЖДЯ на это замечание указали, что «модульная конструкция тепловозов позволяет быстро и эффективно производить регламентные работы и ремонт за счет системы распахнутых дверей, сокращая время на производство работ в депо». В то же время в «ТМХ Промышленные решения» не предоставили доказательств о том, что требованиям конкурса соответствуют только локомотивы Progress Rail, в связи с чем комиссия ФАС признала жалобу в этой части необоснованной, однако удовлетворила ее по ряду пунктов и предписала ЖДЯ устранить нарушения. Так, требование по территории производства было убрано.
Если сравнивать финальные версии требований первого конкурса и последнего, то из них также были исключены параметры по силе тяги, обязательность наличия передачи переменно-переменного тока с поосным регулированием тяги и высоковольтных камер с электроблокировкой и системой подпора воздуха.
О том, что перевозчик может закупить локомотивы у Progress Rail стало известно в апреле 2021 года: тогда из Чикаго, где находится производственная площадка Progress Rail, в Якутию прибыл двухсекционный тепловоз 2ТЭ3250 для прохождения испытаний. Как сообщали в ЖДЯ, одной из его особенностей является способность работать на смеси топлива, состоящей на 20% из дизельного топлива и 80% — из газа.
Caterpillar уже пыталась выйти на российский рынок в 2013-2014 годах: тогда ее дочерняя EMD прорабатывала с «Уралвагонзаводом» возможность разработки и производства магистральных тепловозов в России с уровнем локализации 50%. Однако затем проект был остановлен в связи с введением санкций США против российского производителя. В 2021 году же Caterpillar все таки получила первый контракт на пространстве колеи 1520, но в Монголии: 16 тепловозов EMD SD70ACeLW, соответствующих требования технического регламента ЕАЭС, будут поставлены для компании Bodi International, реализующей проект строительства железнодорожной линии от угольного месторождения Таван Толгой до погранперехода Гашуун Сухайт.
Источник: Rollingstock