В конце минувшего года на станции Челябинск-Главный введены в эксплуатацию интегрированные посты автоматизированного приёма и диагностики подвижного состава (ППСС). С этого времени на сети РЖД действует уже 17 таких комплексов.
ППСС разработан АО «НИИАС» в рамках проекта «Цифровая сортировочная станция». Он представляет собой металлическую арку (рамку), оснащённую приборами для снятия информации о проходящих сквозь неё грузовых вагонах, в том числе лазерными, тепловыми, тензометрическими датчиками, специализированными камерами технического зрения.
На посту действует ряд подсистем, в том числе контроля веса и вертикальных динамических нагрузок СЖДК, автоматизированного визуального контроля технических характеристик подвижного состава «Техновизор», лазерного контроля отрицательной динамики и габарита ЛКПС, акустического контроля буксовых узлов ПАК, контроля вертикальных динамических нагрузок СКВДН, комплекса технических измерений КТИ, контроля геометрических параметров колёсных пар грузовых вагонов и тепловой диагностики СТД, автоматического распознавания номеров вагонов АРНВ.
ППСС контролирует более 20 параметров. В частности, здесь автоматически выявляются неисправности, дефекты кузова вагона, поверхности катания колёс, изменения геометрических параметров колёс, нарушение веса, габаритов, неравномерность погрузки, открытые двери и люки вагонов, наличие посторонних людей. Система контролирует и подвагонное пространство: состояние тормозной системы, целостность дна вагона и наличие посторонних предметов.
Осмотр проходит полностью в автоматическом режиме. Специалисты привлекаются только в случае подачи системой сигнала о неисправности. После прохода вагона через рамки ППСС формирует его 3D-модель. Данные с систем поста аккумулируются на платформе СКАТ, которую администрирует Дирекция инфраструктуры. Они позволяют видеть «историю жизни» обработанных вагонов, что даёт возможность прогнозировать возникновение неисправностей.
Впервые в эксплуатацию ППСС был принят на станции Батайск Северо-Кавказской железной дороги в 2018 году и, по данным НИИАС, опубликованным в 2019 году, уже в первые месяцы работы позволил на 25% сократить число отцепов вагонов, на 30% снизить время обработки составов. По итогам работы было принято решение о тиражировании системы. Согласно имеющимся планам, ППСС будут оснащены 26 важнейших сортировочных станций сети РЖД.
Источник: НИИАС