Комплекс ультразвукового контроля, разработанный на Октябрьской дороге, позволяет эффективно выявлять дефекты колёсных пар грузовых вагонов в автоматическом режиме. За год комплекс отбраковал около 560 колёсных пар с недопустимыми дефектами поверхности катания.
Итоги тестовой эксплуатации в 2021 году комплекса автоматического ультразвукового контроля поверхности катания колёсных пар, установленного на перегоне Молосковицы – Веймарн, были подведены на Октябрьской дороге 8 февраля.
Ежесуточно на этом перегоне через пост контроля, установленный в направлении станции Лужская, проходят до 70 поездов.
Сканированию подвергаются в сутки 20 тыс. колёсных пар грузовых вагонов, следующих к этой станции. За 2021 год система в автоматическом режиме отбраковала около 560 колёсных пар с недопустимыми дефектами поверхности катания.
Она обнаружила 240 выщербин поверхности катания длиной более 50 мм, 165 ползунов колёсной пары более 1 мм, 76 случаев кольцевой выработки у основания гребня глубиной более 1 мм, 45 случаев навара на поверхности катания высотой более 1 мм, 34 выброса смазки на диск колеса. Эти дефекты были затем подтверждены при визуальном контроле осмотрщиков-ремонтников в парке прибытия.
Комплекс автоматической напольной диагностики включает в себя блок с программным обеспечением и акустико-эмиссионные датчики, установленные на шейках рельсов через каждые 600 мм на участке железнодорожного пути на протяжении 12 м. Датчики ловят акустический сигнал высокой частоты, возникающий при работе поверхности катания, усиливают и оцифровывают его, проводят анализ и выдают заключение.
Эту инновационную систему разработал и запатентовал в 2019 году сотрудник ОЖД – начальник лаборатории неразрушающего контроля сервисного локомотивного депо Санкт-Петербург, кандидат технических наук Денис Фёдоров, защитивший в конце прошлого года докторскую диссертацию по управлению ресурсом и надёжностью подвижного состава.
Ценность изобретения в том, что определение дефектов поверхности катания колёсных пар – выщербин и ползунов – ведётся в автоматическом режиме, во время движения состава. Другой метод их выявления – только визуальный, во время остановки состава. На сегодняшний день достоверность автоматической диагностики составляет 85–90%.
Сейчас в планах учёного-железнодорожника объединить в одно устройство этот комплекс с ещё одной разработанной им системой, которая на участке Ижоры – Рыбацкое ведёт мониторинг внутреннего состояния буксовых узлов, закрытых для визуального осмотра.
Всего на сети установлено 17 таких комплексов. Пост в направлении станции Лужская был установлен первым, и именно на нём внедряются все усовершенствования.
Источник: Гудок