РЖД совместно с грузовладельцами и операторами приняли меры по перенаправлению поездов на менее загруженные ТЛЦ (транспортно-логистический центр) из-за коллапса на станциях Ворсино и Белый Раст. Об этом сообщили в пресс-службе компании.
«В связи с большим скоплением вагонов с гружеными контейнерами РЖД до 12 февраля были введены конвенции на перевозку контейнеров в адрес станций Ворсино и Белый Раст. В настоящее время ситуация улучшается. РЖД совместно с грузовладельцами и операторами предприняли меры по перенаправлению поездов на менее загруженные терминалы», –сказали в компании.
С конца декабря станции московского транспортного узла, принимающие контейнеры из Китая, жестко перегружены. Высокий спрос накануне новогодних праздников вкупе с недостаточной скоростью развоза привел к тому, что на железной дороге скопилось множество брошенных контейнерных поездов. ОАО «РЖД» уже ввело конвенцию на отправку на терминалы Белый Раст и Ворсино, однако контейнерные завалы пока не разобрали. Тем временем начинают переполняться и альтернативные станции, куда переадресовали поезда. Потери грузовладельцев оцениваются минимум в 5 тыс. руб. на контейнер в сутки, а участники рынка не ожидают нормализации ситуации раньше марта-апреля.
Станции в районе Москвы, куда приходят грузы из Китая – прежде всего Ворсино и Белый Раст, – с кануна Нового года перегружены и не принимают поезда, рассказали участники рынка контейнерных перевозок. Станции, куда груз переадресовывается – Электроугли, Ховрино и т. д., – тоже постепенно заполняются.
«Множество составов в пути получили статус «брошенный поезд», для них нет даже ориентиров по прибытии на станции назначения, – говорит руководитель отдела интермодальных перевозок «Даксер» Михаил Русаков. – Грузы, которые все же доходят, обрабатываются с задержками, и везде одинаковая проблема – нет возможности оперативного вывоза в связи с перегруженностью автоперевозчиков, имеющих заказы на три-семь дней вперед». «Некоторые контейнеры простаивают с середины декабря, очередь двигается очень медленно», – добавляет замгендиректора BMJ-logistics Константин Бондаренко.
Руководитель отдела железнодорожных перевозок регионов ЕС и Восточной Азии AsstrA Владислав Мартин рассказывает, что многие поезда, следующие из Китая в Ворсино, брошены во время движения, иногда контейнеры выгружают на станции Электроугли. Но ситуация и там непростая, так как закрытие процедуры прибытия может длиться два-три дня, что увеличивает транзитное время. По его словам, компания часто идет альтернативным путем: сначала доставляет товар в Европу, а после отправляет автомобилями «до двери» в Москву и область, что сокращает транзитное время почти вдвое – до 35 дней.
Тайм-слотовая система, при которой бронируется временной промежуток на въезд машины на терминал и погрузку контейнера, редко соблюдается, уточняет глава направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша.
«Контейнеровозы вынуждены простаивать в очереди на погрузку и снятие оборудования, – поясняет он. – Если ранее одна машина успевала вывезти два контейнера в день, то теперь в лучшем случае – один». Сейчас, рассказывает господин Сухо верша, терминалы рассылают письма, где призывают вывезти контейнеры в течение двух суток, предупреждая о возможном росте тарифов при просрочке.
Высокая загруженность инфраструктуры в московском и ряде соседних регионов наблюдается с конца декабря, подтверждает вице-президент по коммерческой деятельности «Трансконтейнера» Сергей Мухин: «Причиной стали сразу несколько факторов – высокий объем импорта из Китая и его существенное превышение над мощностями терминалов, а также сложности с вывозом грузов из-за нехватки автотранспорта и новогодних каникул».
Операторы были вынуждены перенаправлять грузы на другие терминалы, но это не всегда возможно. «Преимущественно контейнеры по железной дороге доставляются в Москву в режиме внутритаможенного транзита (то есть растаможка проходит не в точке входа в Россию, а на станции в Москве), – поясняет гендиректор таможенного брокера KBT Юлия Шленская. – Поскольку не каждая станция имеет зону таможенного контроля, возможности перенаправить состав на любой терминал в Московской области нет». Она оценивает потери от простоя на уровне от 5 тыс. руб. на контейнер в сутки.
«Сложности действительно есть, нагрузка на терминал очень серьезная, – подтверждает генеральный директор ООО ФВЛ (управляет терминалом Freight Village Ворсино) Руслан Заливацкий. – Люди и техника работают практически на пределе, в сутки сейчас по восемь поездов обрабатываем. С точки зрения бизнеса грех жаловаться, но все-таки напряжение очень сильное, всерьез думаем о дальнейших инвестициях в расширение терминала».
Трудности с выгрузкой на ряде ТЛЦ Московского региона произошли из-за массового прибытия контейнерных грузов из Китая накануне Нового года и в преддверии китайского Нового года, признают и в ОАО «РЖД». Площадки ТЛЦ вовремя не освобождались из-за невывоза контейнеров автотранспортом. «В связи с большим скоплением вагонов с гружеными контейнерами ОАО «РЖД» до 12 февраля были введены конвенции на перевозку контейнеров в адрес станций Ворсино и Белый Раст», – говорят в монополии. Там отмечают, что ситуация улучшается и компания совместно с грузовладельцами и операторами приняла меры по перенаправлению поездов на менее загруженные терминалы. Но участники рынка полагают, что для решения проблем потребуется две-четыре недели.
Источник: Коммерсантъ