Федеральная антимонопольная служба разработала Правила подачи, рассмотрения, согласования и исполнения заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом. Проект постановления обсудили на заседании Экспертного клуба Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок с участием ОАО «РЖД». Игроки рынка поддержали идею документа, отметив, что единых правил до сих пор не существовало.
Как рассказала начальник Управления регулирования транспорта ФАС Адиля Вяселева, подготовленный ведомством проект постановления устанавливает правила взаимодействия грузоотправителя и перевозчика – ОАО «РЖД», а также определяет механизм прохождения заявки на перевозку от её подачи до согласования. «На сегодняшний день отсутствует единый нормативный акт, который регулирует взаимодействие грузоотправителей и перевозчика», – уточнила Адиля Вяселева.
В ОАО «РЖД» концептуально поддержали идею нового постановления, поскольку оно позволит упорядочить доступ к инфраструктуре. Так, по словам заместителя генерального директора компании – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, закрепление в документе чётких критериев и определения, кого можно считать грузоотправителем, позволит избежать проблемы перезаказа, когда клиент заявляет объёмы к перевозке, которые не может обеспечить. «В тех случаях, когда мощностей инфраструктуры не хватает, чтобы весь объём вывезти, включаются Правила недискриминационного доступа, и здесь должен быть пропорциональный подход к распределению инфраструктуры исходя из числа поданных заявок. Но важно очистить эти заявки от тех, когда клиент не собирается везти груз», – заявил он.
По мнению директора по операционной логистике АО «РЖД Бизнес Актив» (РЖДБА) Ивана Боднара, утверждение прозрачных правил распределения заявок на перевозку сняло бы большую часть напряжённости на рынке, особенно на участках, где есть дефицит пропускных способностей. В РЖДБА предложили ввести коэффициент доверия для грузоотправителей, который бы устанавливался исходя из доли фактического выполнения согласованных заявок и служил маркером при дальнейшем их распределении.
В то же время, как отметили участники заседания Экспертного клуба, уже стоит говорить об изменении подходов к распределению заявок с учётом возможного применения принципа «вези или плати». Как полагают в ОАО «РЖД», таким отправкам нужно отдавать приоритет, так как именно они обеспечивают окупаемость инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры. «Мы по-прежнему считаем, что те, кто готов платить деньги и гарантировать объёмы перевозок на длительный промежуток времени, должны иметь некий приоритет. Такие перевозки должны идти сразу после перевозки грузов, которые необходимы для ликвидации чрезвычайных происшествий, и грузов, отправляемых на основании отдельных решений президента страны», – поделился своим видением Алексей Шило.
Как заявила Адиля Вяселева, в ФАС открыты к диалогу с участниками рынка и готовы рассматривать их предложения и замечания. В начале февраля антимонопольная служба отправила доработанный проект приказа на рассмотрение в Совет потребителей ОАО «РЖД» и федеральные органы исполнительной власти.
Источник: Гудок