Производитель заключил с перевозчиком Niederbarnimer Eisenbahn (NEB) контракт на поставку и обслуживание 6 поездов с гибридной силовой установкой, включающей водородные топливные элементы и аккумуляторы, для эксплуатации в пригороде Берлина.
Контракт также предусматривает опцион еще на 3 поезда. Подвижной состав должен быть поставлен в конце сентября 2024 года, услуги по техническому обслуживанию будут предоставляться до декабря 2034 года. Также сообщается, что двухвагонные поезда должны иметь пассажировместимость около 140 человек. Цена контракта не раскрывается, однако в то же время NEB получила €9 млн субсидий от министерства транспорта и цифровой инфраструктуры BMDV на закупку поездов.
Старт проекту общей стоимостью около €100 млн по запуску в столичном регионе Германии эксплуатации водородных поездов был дан в мае 2021 года. Он предполагает также создание необходимой заправочной инфраструктуры.
Работы в направлении создания водородной тяги подвижного состава Siemens Mobility и американский производитель топливных элементов Ballard ведут уже несколько лет. Однако только в конце 2020 года машиностроитель и национальный перевозчик Deutsche Bahn объявили о проектировании поезда с водородными топливными элементами. Siemens Mobility обязалась создать подвижной состав с гибридной тягой на базе своей новой платформы Mireo, а Deutsche Bahn – заправочную инфраструктуру. Летом 2021 года производитель также достиг договоренности с региональным перевозчиком BRB о старте испытаний водородного поезда в Баварии в 2023 году. В комментарии Reuters глава Siemens Мobility Михаэль Петер отмечал, что целевыми для поставок Mireo Plus H станут заказы по замене дизельных поездов от региональных перевозчиков, которые традиционно размещают лоты на закупки в объеме 10-50 поездов.
В Mireo Plus H будет применена силовая установка нового поколения: колеса будут приводится в движение без помощи карданных валов напрямую от асинхронных генераторов. Также поезд будет оснащен литий-ионными аккумуляторами производства компании Saft, питающимся энергией рекуперативного торможения. Предполагается, что Mireo Plus H будет выпускаться в двух вариантах составности: двухвагонном с запасом хода 600 км и трехвагонном – в 1 тыс. км. Максимальная скорость поезда составит 160 км/ч.
Стоит отметить, что головная Siemens также строит в Германии завод по производству «зеленого» водорода мощностью 1 350 тонн в год. Открытие площадки в Баварии планируется летом этого года.
Siemens Mobility – второй производитель, получивший твердый заказ на серийное производство моторвагонного подвижного состава с водородной тягой. Другой игрок, Alstom, также ведет работы в этом направлении несколько лет, однако уже имеет в портфеле заказы на 40 поездов с водородной тягой Coradia iLint для различных регионов Германии, 14 поездов — для итальянского перевозчика FNM, и 12 4-вагонных поездов для регионов Франции (плюс опцион еще на 2 поезда). Стоимость одного вагона такого поезда для Франции составляет в среднем €3,4 млн евро. Как сообщает издание Zdopravy.cz, в мае этого года Coradia iLint прибудет в Чехию для динамической демонстрации потенциальным заказчикам.
Работы над проектами водородных поездов ведут также испанские CAF и Talgo. В России проект по созданию 7 гибридных поездов (водород + накопитель энергии) реализует ТМХ в рамках соглашения с Сахалинской областью, «Росатомом» и РЖД. Поезда планируется внедрить в эксплуатацию до 2024 года. Cредняя стоимость одного вагона водородного поезда может быть на уровне почти 188 млн руб.
Источник: Rollingstockworld