data-caption= data-caption= data-caption=
Рост погрузки угля вызвал нехватку подвижного состава

Перевозки

 

 

В 2021 году на рынке полувагонов сформировался дефицит, который, по оценкам участников рынка, превысил 36 тыс. единиц. В 2022 году вагоностроители также ждут дефицита в 8 тыс. единиц, если не изменится конъюнктура сырьевых рынков или тарифные условия перевозок. Аналитики считают, что оценка грядущего дефицита полувагонов консервативна и, судя по первым месяцам года, он будет не ниже показателей 2021 года.

В 2021 году дефицит полувагонов на сети составлял 36,7 тыс. единиц, сообщил на конференции Argus «Уголь России-2022» начальник управления маркетинга и стратегического планирования Уралвагонзавода Станислав Золотарев. Это, по его словам, произошло из-за роста погрузки и того, что операторы отставили невостребованный парк, используя часть его в качестве донора комплектующих. В 2022 году расчетно дефицит также будет наблюдаться и составит 8,1 тыс. единиц, добавил он.

 

 

«Если кардинально ничего не поднимается, например тарифы на груженый рейс, то 2022 год по полувагонам также не должен быть хуже 2021 года»,— резюмирует господин Золотарев.

В Объединении вагоностроителей (ОВС) в целом поддерживают оценки, данные господином Золотаревым. «Мы оцениваем спрос на 2022 год по полувагонам более чем в 30 тыс. единиц,— говорят в ОВС.— Учитывая ограниченные мощности вагоностроения, спрос частично будет перенесен на 2023 год, что будет поддерживать высокий спрос на данный тип вагонов. Однако многое будет зависеть от ситуации на сырьевых рынках и строительном секторе, которые влияют на ставку и регулируют высокий спрос на полувагон». Кроме того, добавляют в ОВС, рост цен на металл и комплектующие вагонов, по оценке объединения, существенно сбалансирует спрос из-за неизбежного увеличения цен на вагоны в 2022–2023 годах.

Замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук отмечает, что дефицит и профицит рассчитываются «в моменте» и в большей степени их определяет ритм работы сети, технологические вопросы, оперативность вывоза порожних вагонов или темпы погрузки-выгрузки груженых и т. п., а не закупки или списания подвижного состава. Если технология улучшается, предложение вагонов резко увеличивается, говорит эксперт, напоминая, что изменение длительности оборота парка на одни сутки — это 30 тыс. полувагонов, что эквивалентно годовому объему выпуска полувагонов предприятиями.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что в четвертом квартале 2021 года в перевозке не было задействовано лишь 1,5% парка полувагонов, или менее 10 тыс. единиц, то есть фактически ни взять парк в аренду, ни привлечь его для перевозки дополнительных объемов грузоотправители не могут, несмотря на уникально благоприятную конъюнктуру на рынке угля.

Даже при текущих высоких ставках платежеспособный спрос составляет не менее 30 тыс. единиц.

По мнению эксперта, 2022 год обещает быть наиболее сложным для ОАО РЖД в области организации движения в связи с заболеваемостью ковидом среди машинистов, усугубившей и без того масштабный дефицит локомотивных бригад, изменениями очередности движения на Восточном полигоне, а также необходимостью интенсифицировать работы по строительству объектов на БАМе и Транссибе и увеличить объемы ремонта пути.

Мощности крупнейших производителей по выпуску полувагонов, добавляет он, загружены на весь 2022 год практически полностью и, как показывают первые месяцы, дефицит полувагонов в 2022 году будет существенно более острым, чем в 2021 году.

Источник: Коммерсантъ