ТЭМ23 является первым в линейке новой платформы маневровых машин «Трансмашхолдинга» (ТМХ), которая предполагает в перспективе и решения с альтернативной тягой, сертифицировать его планируется в июне этого года.
На днях первые два локомотива ТЭМ23, выпущенные Брянским машиностроительным заводом (БМЗ, входит в ТМХ), приступили к финальному этапу предварительных испытаний: в локомотивном депо РЖД в Брянской области машины пройдут опытный 300-часовой пробег.
Сотрудники депо уже положительно отмечают ТЭМ23. По словам машиниста-инструктора Андрея Щелокова, четырехосный ТЭМ23 способен выполнять маневровые работы с такими же тяжелыми составами, что и шестиосные тепловозы предыдущих поколений. Как указывает руководитель группы испытаний технической дирекции БМЗ Александр Проценко, одна из машин уже водила состав массой 4600 т, другая – 6000 т. Также отмечается в 2 раза меньший расход топлива по сравнению с массово эксплуатируемым ЧМЭ3 и существенное снижение вредных выбросов в атмосферу.
Тепловоз ТЭМ23 был представлен ТМХ в августе 2021 года в рамках салона «PRO//Движение.Экспо». Локомотив имеет асинхронный тяговый привод и двухдизельное исполнение силовой установки: он оборудован двигателями «КАМАЗ» мощностью 309 и 368 кВт. Сила тяги при трогании с места заявлялась на уровне 300 кН. Использование двухосных тележек должно позволять ТЭМ23 проходить кривые с минимальным радиусом 40 м, при этом возможна реализация осевой нагрузки 22,5 и 24,5 тс.
Для повышения удобства обслуживания машина имеет модульную конструкцию. Ее компоновка включает взаимозаменяемые модули силовой установки (2 ед.), пневматического оборудования, холодильной камеры, электрического оборудования, кабины машиниста и вспомогательного оборудования. Также в ТМХ заявляют о значительно увеличенных межремонтных пробегах: по оценкам производителя, расходы на техническое обслуживание и ремонт будут на 47% ниже, чем у эксплуатируемых сегодня моделей. Дизайн-концепция экстерьера ТЭМ23 отмечена международной премией в области промышленного и графического дизайна Good Design.
Как летом 2021 года отмечал в интервью «Технике железных дорог» гендиректор ТМХ Кирилл Липа, ТЭМ23 является функциональной заменой предыдущей флагманской маневровой модели холдинга ТЭМ18ДМ (выпускается с 2007 года, а сама платформа ТЭМ18 производится БМЗ с 1992-го). В то же время платформа ТЭМ23 предполагает развитие линейки техники. Так, заложена возможность перевода дизельных двигателей на газовое топливо, создание шестиосной версии. Также прорабатывается интеграция в локомотив ТЭМ23 системы «Автомашинист», разработанной «ЛокоТех-Сигнал», с тремя режимами работы: беспилотное движение, обнаружение препятствий и дистанционное управление.
В ТМХ также указывают, что на БМЗ завершена модернизация производства, которая позволит наладить серийный выпуск ТЭМ23. На модернизацию мощностей БМЗ было направлено более 1,7 млрд руб., из которых 46% составили льготные займы со стороны Фонда развития промышленности. На инвестированные средства закуплены 20 единиц оборудования, среди них окрасочно-сушильные камеры, роботизированные сварочные комплексы, обрабатывающие центры и измерительные приборы.
Дополнительно на базе ТЭМ23 разрабатывается маневровый электровоз ЭМКА2 с гибридной тягой от накопителей энергии и контактной сети. Планируется, что мощность на валах тяговых двигателей в часовом режиме при работе от контактной сети будет составлять не менее 500 кВт, от накопителя – 300 кВт. В начале февраля этого года директор ТМХ по безопасности производственной деятельности и устойчивому развитию Павел Морозов указывал, что ТЭМ23 и ЭМКА2 – главные продукты холдинга в 2022 году. Сертификация ТЭМ23 ожидается в июне этого года. Один из испытываемых сейчас тепловозов выполнен в ливрее РЖД.
Конкурентом ТЭМ23 на рынке будет четырехосный тепловоз ТЭМ10, производимый «Синарой – Транспортные Машины» (СТМ) на Людиновском тепловозостроительном заводе. Он был сертифицирован в ноябре 2020 года. Так же как и машина от ТМХ, локомотив ТЭМ10 имеет модульное исполнение с двухдизельной установкой: сейчас машина комплектуется двигателями Volvo по 428 кВт каждый, прорабатывается опции установка дизелей российского производства. Сила тяги при трогании с места заявляется на уровне 291 кН, минимальный радиус проходимых кривых – 40 м. На текущий момент уже поставлено 7 локомотивов ТЭМ10 в адрес НЛМК, ММК и других заказчиков. Согласно открытым данным, портфель заказов СТМ на данный момент включает изготовление еще 5 таких тепловозов для ММК и «Евраза».
Источник: Rollingstockworld