data-caption= data-caption= data-caption=
Тренды на рынке фитинговых платформ: рост спроса и конкуренции

Вагоны

Увеличение объемов контейнерных перевозок в 2021 году повлекло за собой быстрый рост доли фитинговых платформ в структуре производства подвижного состава. Все больше операторов ищут свою нишу в перспективном направлении.

 

 

О намерениях войти в топ-3 игроков на рынке контейнерных перевозок заявляло ПАО «ПГК», в то время как АО «ФГК» вышло из сегмента крытых вагонов, сконцентрировав внимание на развитии скоростных контейнерных маршрутов. Для них была разработана специальная фитинговая платформа. Предприятия, ранее специализировавшиеся на выпуске других типов подвижного состава, начинают перепрофилировать мощности и разрабатывать новые модели платформ. Своим мнением о дальнейших перспективах рынка производства фитинговых платформ поделились производители и операторы подвижного состава.

Алексей Липатов,

генеральный директор АО «Трансмаш»

Положительная динамика объема контейнерных перевозок способствует росту спроса и расширению парка фитинговых платформ. Реагируя на запросы операторов, многие производители вагонной техники перепрофилировали производственные мощности под выпуск фитинговых платформ. Такой ажиотаж по выпуску продукции может в дальнейшем привести к появлению профицита.

Даже несмотря на постоянный спрос и высокую потребность в фитинговых платформах, цены на них не увеличиваются, поскольку зависят от ставки на перевозку. Ставки не растут, соответственно, и цены на платформы не поднимаются. При этом произошел существенный рост стоимости материалов и комплектующих.

В 2021 году мы выпустили более 1,6 тыс. ед. подвижного состава. Основным продуктом, который предприятие постоянно и ритмично выпускает, остаются фитинговые платформы. Их доля в структуре производства по итогам прошлого года составила около 95%, что на 37% больше, чем в 2020 году. Стоит отметить, что наибольшим спросом пользовались платформы модели 13-9751-01.

В нынешних условиях конкуренция производителей очень высока. У АО «Трансмаш» есть своя ниша и постоянные заказчики, на первый квартал 2022 года предприятие полностью законтрактовано. В этом году планируем сохранить объем производства на уровне прошлого года.

АО «Трансмаш» постоянно расширяет модельный ряд производимой продукции с улучшенными характеристиками и расширенным ассортиментом перевозимых грузов.


Александр Куликов,

генеральный директор ООО «ТД РМ Рейл»

По итогам прошлого года наша компания изготовила 2,4 тыс. фитинговых платформ, что на 64% больше объема 2020 года. В общей структуре производства этот вид подвижного состава занял 28%. Мы прогнозировали существенный рост спроса на фитинговые платформы и, соответственно, должным образом к нему подготовились. На 2022 год контрактация фитинговых платформ близка к 100%.

Мы ожидаем, что в текущем году спрос на данный вид вагонов сохранится. Если же говорить о 2023–2024 годах, то здесь многое будет зависеть от реализации инфраструктурных проектов по увеличению пропускных способностей железных дорог, развитию транзитного контейнеропотока и прочего.

Рынок фитинговых платформ высококонкурентный. В самой популярной нише 80-футовых платформ присутствуют восемь производителей, а в целом в сегменте платформ представлены практически все российские вагоностроительные предприятия. Стратегия «РМ Рейл» предполагает дальнейшее совершенствование и развитие линейки, в том числе и разработку скоростных платформ.


Никита Горчаков,

начальник департамента экспедирования ПАО «ПГК»

В транспортной стратегии до 2030 года утверждается, что рост контейнерных перевозок к 2035 году вырастет на 20%, эта цифра выглядит реалистичной. Общий тренд на контейнеризацию сохраняется, но взрывного роста, как раньше, мы уже не ожидаем. Рынок постепенно стабилизируется, погрузка будет расти не столько за счет прироста объема грузов, сколько за счет повышения качества сервиса. Будут оптимизироваться технологические процессы – работа на погранпереходах, терминалах, будут вводиться прозрачные IT-решения, повысится точность планирования.

Номенклатуры грузов, перевозимых в контейнерах, расширяются. Сейчас в их сторону начинают смотреть промышленные предприятия, чего раньше не было. Однако для того, чтобы говорить о значимом вытеснении ими других видов подвижного состава, необходимо вносить определенные изменения в работу на сети, переоборудовать погрузо-разгрузочные станции, что требует финансирования и времени. Сейчас рынок только начинает изучать новые возможности.


Николай Васильев,

руководитель пресс-службы АО «Концерн «Уралвагонзавод»

В 2021 году концерн «Уралвагонзавод» изготовил 13,8 тыс. вагонов всех типов, из них 114 ед. составили фитинговые платформы. Для их производства на вагоносборочном конвейере завода были созданы новые мощности, сами платформы были максимально унифицированы с серийно выпускаемыми моделями для минимизации затрат на технологическую подготовку производства.

В прошлом году было освоено производство уникального 40-футового вагона-платформы 13-192-03 с фитинговыми упорами. Его особенностью является использование инновационной тележки модели 18-555 с осевой нагрузкой 23,5 тс, которая отвечает современным требованиям по эксплуатационной надежности и увеличенным межремонтным интервалам. В тележке реализованы конструктивные решения, которые позволили улучшить ее динамические показатели с повышением основных эксплуатационных параметров. Так, применение износостойких элементов и узлов принципиально новой конструкции позволило установить межремонтный пробег тележки в 500 тысяч километров, или 4 года эксплуатации. Новый вагон-платформа успешно прошел все испытания, на него был получен сертификат соответствия, подтвердивший готовность предприятия к серийному производству.


Денис Семенкин,

заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава

Мировой рынок контейнеров давно достиг своего предела, и в ближайшее время начнется постепенное сокращение перевозки грузов в глобальном масштабе. Способствовать этому будут как послепандемийное сокращение денежной массы, так и снижение объема экспортной грузовой базы в США и Европе. Контейнеры в обратном направлении уже давно нечем загружать, что является основной причиной повышения стоимости перевозки – в нее закладывается возврат порожнего контейнера. Грузовладельцы и экспедиторы начнут искать альтернативные варианты доставки. К ним можно отнести перевозки с перегрузкой из китайского вагона в российский на погранпереходах и автомобильный транспорт.

В России объем перевозок грузов в контейнерах по железной дороге растет преимущественно за счет контейнерных поездов, но технологически мы очень ограничены в применении этой схемы. Для формирования контейнерного поезда необходим либо существенный объем контейнеропригодных грузов у конкретного грузоотправителя – это довольно крупные компании, которых немного на сети, либо отправка должна осуществляться из крупного города или морского порта, где аккумулируются грузы разных грузовладельцев. Но возникает вопрос наличия пути необщего пользования необходимой длины, а также перерабатывающих способностей инфраструктуры погранпереходов и морских портов, которые уже работают на пределе возможностей.

У операторского сообщества много претензий к выпускаемым вагонам-платформам. Во-первых, их цена уже превышает 4 млн руб. за 1 ед., что в случае падения ставок приведет к уходу за горизонт окупаемости вагона – 10 лет. Во-вторых, короткий межремонтный период – только Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ) может похвастаться фитинговыми платформами с межремонтным периодом в 8 лет. Остальные производители поставляют платформы, срок деповского ремонта которых наступает через два года после первого деповского ремонта. Но платформы ТВСЗ не могут курсировать в странах Средней Азии.

Наличие скоростных платформ (свыше 120 км/ч) еще не гарантирует повышения скорости перевозок – для этого необходимо синхронное развитие мощностей и производственных процессов всех участников рынка. Перевозчик должен иметь локомотивы, способные ехать с такой скоростью, его маневровыми локомотивами должны быть оснащены станции отправления и приема поездов, чтобы не терять несколько дней на подачу-уборку вагонов. Грузополучатели в свою очередь должны обеспечить более быструю разгрузку контейнеров на своих путях за счет обновления парка специализированных перегружателей и улучшения процессов по переработке.

Думаю, следующей стадией логистического процесса будет обратное явление – создание более удобного подвижного состава для перевода грузовой базы из контейнеров в специализированные вагоны, а также отработка новых способов неконтейнерной перевалки грузов в портах. Со временем этому будет способствовать тарифная политика ОАО «РЖД», которая после формирования устойчивых грузопотоков в контейнерах будет иметь тенденцию к резкому повышению.


Владимир Савчук,

заместитель генерального директора АНО «ИПЕМ»

Выпуск фитинговых платформ стал основным драйвером производства в 2021 году. Сегмент вырос более чем в два раза, достигнув, по данным Росстата, 20,9 тыс. ед. и 33,1% в годовой доле выпуска. Общий прирост выпуска грузовых вагонов равен 10,5%, что составляет 63,1 тыс. ед.

Рост контейнерных перевозок продолжится в 2022 году – по прогнозам ИПЕМ, будет перевезено более 7,2 млн ДФЭ. Тренд обусловлен существенным спросом на перевозки транзитных контейнеров через Казахстан, другие погранпереходы РФ с Китаем (при снятии ограничений), погранпереходы через Белоруссию и Калининград, а также через порты Дальнего Востока и Северо-Запада.

Повышение спроса на фитинговые платформы для внутренних и экспортно-импортных перевозок продиктовано как развитием контейнерной логистики у грузовладельцев, так и привлекательными ценовыми условиями перевозок на железнодорожном транспорте, при которых можно сократить расходы, используя контейнерные перевозки для грузов третьего класса, а также оптимизировать логистику за счет сокращения сквозного времени перевозки «от двери до двери», оптимизации сроков и стоимости перегрузки и погрузочно-разгрузочных работ.

Ограничивать рост контейнерных перевозок по-прежнему будут дефицит инфраструктуры портов и погранпереходов, а также конкуренция за доступ к ней с другими видами грузов, особенно сырьевыми и горно-металлургическими. Это может привести к опережающему росту транзита на маршруте через Казахстан по сравнению с перегруженной инфраструктурой дальневосточных портов и Восточного полигона.

Годовой рекорд поставки платформ в 2021 году и существенные ожидаемые поставки в последующие годы создают предпосылки для профицита платформ к 2023-2024 году, снижения ставок их предоставления под перевозку и уменьшения объемов выпуска на российских предприятиях. Увеличение конкуренции между производителями приведет к сокращению темпов роста в 2022 году, а в дальнейшем – к ограничению роста цен.

Источник: Техника железных дорог