В марте текущего года холдинг «Швабе», входящий в госкорпорацию «Ростех», приступит к опытной эксплуатации системы мониторинга состояния железных дорог на втором участке Заринской дистанции пути Западно-Сибирской магистрали.
Технология, разработанная специалистами «Швабе», включает в себя два волоконно-оптических датчика, использование которых позволяет заранее предотвратить нештатные ситуации. По завершении пилотных испытаний систему планируют использовать на высокоскоростных участках сети ОАО «РЖД».
Как рассказал заместитель начальника службы пути Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры Павел Стрекаловский, разработка системы контроля земляного полотна железнодорожного пути велась АО «Новосибирский приборостроительный завод» (входит в состав «Швабе». – Ред.) совместно с ООО «НПЗ Оптические системы».
Опытная эксплуатация новой технологии на первом участке (200 м) линии Тягун – Аламбай (Заринская дистанция пути Западно-Сибирской магистрали) началась в декабре прошлого года, применение технологии на втором участке (800 м) запланировано на март 2022 года. По итогам пилотных испытаний новую систему планируют использовать для мониторинга состояния земляного полотна на высокоскоростных участках сети ОАО «РЖД».
«Цель разработки – обеспечение гарантированной надёжности и своевременности обнаружения деформации в основании земляного полотна, – сообщил Павел Стрекаловский. – Способом мониторинга является функционирование контрольно-оповестительной системы (КОС), основанной на применении распределённых волоконно-оптических кабелей и сенсоров. Назначением КОС является оповещение причастных служб о возникновении деформаций земляного полотна на участках пути».
По данным ГК «Ростех», система контроля деформации и изменения температуры объекта состоит из двух волоконно-оптических датчиков – температуры и деформации. Сенсоры укладываются в землю под железнодорожными путями и передают всю собранную информацию на анализатор, расположенный на ближайшей станции. Разработка, в функционале которой есть в том числе и возможность удалённого доступа к показаниям, призвана уменьшить нагрузку на службы мониторинга состояния железнодорожных путей.
«Измерения параметров состояния объекта прибор проводит, анализируя излучение, проходящее через волоконно-оптические датчики устройства, – отмечено в пресс-релизе ГК «Ростех». – Характер прохождения сигнала меняется в зависимости от степени деформации, оптический анализатор отслеживает масштаб этих изменений и определяет их источник. Такая же методика применяется и при оценке колебаний температуры».
По словам генерального директора АО «Новосибирский приборостроительный завод» Антона Клокова, к реализации проекта компания приступила в 2019 году.
«Во время заводских испытаний выявлено, что система может применяться на любых инфраструктурных объектах, в том числе расположенных в местах со сложными геологическими условиями, например в зонах вечной мерзлоты или сильно пересечённой местности. На сегодняшний день российские аналоги разработки отсутствуют, однако схожие системы активно используются в Китае, Канаде, Швейцарии, Японии, Корее и других странах», – заключил Антон Клоков.
Источник: Гудок