Министерство транспорта РФ предложило разработать модели интеллектуальных пунктов пропуска с учётом особенностей каждого вида транспорта. Это предусмотрено проектом постановления, который ведомство представило на общественное обсуждение. Созданные модели будут применять в качестве стандарта при строительстве и модернизации пограничных переходов, чтобы перейти от электронной таможни к таможне интеллектуальной, которая подразумевает автоматизацию всех операций.
Минтранс подготовил изменения в общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению пунктов пропуска через государственную границу России. Проект постановления размещён на федеральном портале regulation.gov.ru.
Как следует из пояснительной записки к документу, необустроенность пунктов пропуска является основным фактором, сдерживающим развитие таможенных технологий. По данным Минтранса, всего около 15% таких объектов соответствуют Единым типовым требованиям к их оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, применяемым в Евразийском экономическом союзе (в ЕАЭС входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения). Две трети пунктов пропуска нуждаются в существенной реконструкции и модернизации, утверждают в ведомстве.
Для развития погранпереходов Минтранс собирается разработать перспективные модели, которые будут базироваться на использовании современных информационно-коммуникационных технологий. Предполагается создать единую цифровую платформу и интегрировать её как с базами данных контролирующих органов, так и с программным обеспечением технических средств контроля.
Эта платформа будет аккумулировать информацию, поступающую от контрольно-измерительной техники, имеющейся на объектах, в их числе комплексы потокового сканирования и весогабаритных измерений, системы радиационного контроля. Предусмотрено внедрение технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц в местах перемещения товаров через таможенную границу, в частности речь идёт о применении технологии машинного зрения для автоматизированного анализа снимков инспекционно-досмотровых комплексов. Умная система сама будет читать снимки и выдавать готовые решения, что будет способствовать развитию цифровых транспортных коридоров, заявляли ранее в ФТС.
«Необходимо закрепить стандарты максимальной автоматизации совершения таможенных операций с использованием элементов искусственного интеллекта − модель «интеллектуального» пункта пропуска», – отмечается в пояснительной записке.
Проект постановления, разработанный Минтрансом, вступит в силу не раньше 1 января 2025 года. После этого ведомству нужно в шестимесячный срок утвердить перспективные модели автомобильного, морского, железнодорожного и воздушного пунктов пропуска.
Отметим, что создание интеллектуальных пунктов пропуска заложено в Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года. Одна из целей, обозначенных в стратегии, – полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов, внедрение технологий искусственного интеллекта и обработки больших объёмов данных. Так, согласно документу, доля таможенных операций, совершаемых автоматически с использованием информационных технологий, должна вырасти до 50% в 2024 году и до 100% – в 2030-м.
Как ранее отмечал заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Владимир Ивин, появление «интеллектуальных» пунктов пропуска наиболее вероятно на европейском направлении – в Северо-Западном регионе, а также на границе с Китаем на Дальнем Востоке.
О необходимости развития инфраструктуры погранпереходов заявляют и в ОАО «РЖД». В ходе январского брифинга заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило отметил, что в холдинге рассчитывают в 2027 году перевезти по сети 4 млн транзитных контейнеров, для этого нужно будет развивать пункты пропуска на границе с Китаем, а также искать новые точки для выхода в Европу.
В операторском сообществе подтвердили, что на фоне роста грузопотока по коридору Восток – Запад ощущается нехватка пропускной способностью инфраструктуры погранпереходов.
«В 2020 году произошёл взрывной рост транзитных перевозок в сообщении Китай – Европа и обратно через сухопутные погранпереходы, в том числе в Монголии, Белоруссии и Казахстане. Это было связано со значительным ростом ставок морского фрахта ввиду дефицита провозных мощностей. В 2021 году благодаря субсидиям Китая и росту ставок на морской фрахт тенденция сохранилась, что позволило установить сразу два рекорда: перевезти по сети РЖД в общей сложности 6,5 млн ДФЭ (+12% к 2020 году), в том числе 1,076 млн ДФЭ в транзитном сообщении (+34%). В то же время в 2021 году логистические компании столкнулись с недостаточной пропускной способностью инфраструктуры, в том числе погранпереходов, со сменой железнодорожной колеи», – отметил первый вице-президент «ТрансКонтейнера» Виктор Марков.
По оценке президиума Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП), для увеличения пропускной способности пунктов пропуска необходимо в ближайшее время модернизировать инфраструктуру и нормировать время операций на пунктах пропуска.
«Важными задачами для облегчения межгосударственного трафика становятся организация юридически значимого электронного документооборота между всеми участниками перевозки, упрощение таможенных процедур, отмена досмотра транзитных составов, перенос его на станцию прибытия для импорта», – говорится в пресс-релизе ЕСП.
Источник: Гудок