Компания Cognitive Pilot совместно с РЖД завершили испытания комплексов технического зрения для маневровых локомотивов. Вместе с этим были получены необходимые разрешения (декларация соответствия требованиям ТР ТС 001/2011 и декларация соответствия требованиям по безопасности информации ФСТЭК), которые открыли возможность серийных поставок таких систем в страны ЕАЭС. Оборудование планируется производить на фабрике в Томске, в которую инвестировано $5 млн.
Испытания системы проходили в рамках совместного проекта Cognitive Pilot (дочернее предприятие «Сбербанка» и Cognitive Technologies) с РЖД на двух участках сети. Проводилось тестирование и испытания аппаратной части системы Cognitive Rail Pilot по различным параметрам: электромагнитной совместимости, помехоустойчивости, виброустойчивости, соответствию климатическим нормам, устойчивостью к воздействию влаги. В ходе испытаний маневровые тепловозы ЧМЭ3, оборудованные системой технического зрения, эксплуатировались более 300 часов в режиме опытного пробега с участием специалистов разработчика и более 5 тыс. часов – в условиях подконтрольной эксплуатации без их присутствия.
Генеральный директор Cognitive Pilot Ольга Ускова считает, что система Cognitive Rail Pilot будет востребована на российском рынке. Компания ожидает, что в этом году будет объявлен конкурс на закупку подобных систем, предполагающий оборудование техническим зрением до 500 локомотивов в 2022 году.
Элементы системы Cognitive Rail Pilot: 1 — блок видеокамер с электронной системой контроля и поддержания климата, и трех осевой системой гашения вибраций, 2 — специализированный радар миллиметрового диапазона высокого разрешения, 3 — высокопроизводительный блок вычислений в индустриальном исполнении. Источник: Cognitive Technologies
Как заявляет производитель, система Cognitive Rail Pilot может работать в любых погодных условиях (дождь, снегопад, туман или в ночное время) при диапазоне температур от -40 до +50 ˚C. Камеры, интегрированные в систему, позволяют распознавать объекты на расстоянии до 300 м, однако в компании планируют увеличить этот показатель минимум в 2 раза.
По оценкам Cognitive Pilot, внедрение их системы должно позволить снизить количество инцидентов во время маневровых работ до 70%. В интервью «Технике железных дорог» Ольга Ускова заявляла, что в системе реализовано решение по обучению нейронных сетей, которое позволяет в полуавтоматическом режиме размечать и выделять классы объектов при подготовке данных для дальнейшего обучения искусственного интеллекта. Также она отмечала, что Cognitive Rail Pilot не предполагает реинжиниринга внешней среды и создания дополнительной инфраструктуры.
Другой проект по автоматизации подвижного состава Cognitive Pilot реализует с «ПК Транспортные системы» (ПК ТС). В 2019 году в Москве на трамвае модели 71-931М «Витязь-М» тестировалась система управления Cognitive Tram Pilot, которая выполняет роль помощника водителю в опасных ситуациях. Ранее Ольга Ускова говорила, что данная система готова к серийной установке с функциями контроля максимальной скорости и предотвращения столкновений.
Недавно ПК ТС выиграла тендер на поставку в Санкт-Петербург 57 низкопольных трамваев. Согласно условиям конкурса, подвижной состав должен быть оснащен системой автоматизированного управления, которая в том числе должна обеспечивать возможность вмешательства водителя в случае необходимости. Работа над беспилотным трамваев ведется Cognitive Pilot и в Китае.
Испытания системы технического зрения от Cognitive Pilot на трамвае ПК ТС. Источник: Cognitive Technologies
Мировой рынок технологий по автоматизации подвижного состава динамично развивается. По данным аналитиков Visiongain, сегодня его объем составляет более $7 млрд и к 2031 году превысит $21 млрд. В конце прошлого года Cognitive Pilot вошла в шорт-лист перспективных старт-апов в сфере железнодорожных технологий, подготовленный международной аналитической компанией StartUs Insights.
В России нормативная база для запуска беспилотного движения на рельсовом транспорте уже прорабатывается на государственном уровне. Так, значительное внимание уделено беспилотным технологиям в проекте новых правил технической эксплуатации железных дорог, обновленная версия которого была опубликована Минтрансом России для общественного обсуждения в январе этого года. Так, в документ включены требования к работе систем автоматического и дистанционного управления подвижного состава, а также закреплена ответственность разработчиков и производителей таких систем за их работу.
Также правительство России утвердило стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли страны до 2030 года, в которой одной из ключевых инициатив является запуск в эксплуатацию беспилотной техники. Уже в июне этого года Минтранс России должен подготовить законопроект о высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных транспортных средствах.
В части технологий в этому году должна пройти сертификация специальной модификации электропоезда ЭС2Г-136 «Ласточка» с уровнем автоматизации GoA3 и системой технического зрения от НИИАС. По ней заявляется возможность распознавать объекты на расстоянии до 600 м. Также департамент транспорта Москвы анонсировал совместные с компанией «Яндекс» испытания беспилотного трамвая, которые будут проведены в этом году в депо, а затем на городских путях в ночное время. Ближе к концу года планируется приступить к тестовым поездкам автономного трамвая вместе с пассажирами. Стоит отметить, что «Яндекс» на данный момент не делал никаких публичных заявлений о разработке систем технического зрения для подвижного состава.
Источник: Rollingstockworld