data-caption= data-caption= data-caption=
РЖД отказывается от большей части непрофильных расходов

ЖД Администрации

 

«Российские железные дороги» (РЖД) временно отказываются от всех мероприятий, не связанных напрямую с организацией перевозок. Об этом говорится в поручении гендиректора РЖД Олега Белозёрова от 1 марта. Сокращение расходов необходимо «для поддержания ликвидности и формирования источников финансирования деятельности» компании, следует из документа.

В РЖД не прокомментировали документ, но ранее подтвердили один из его пунктов, связанный с прекращением работы с банковскими гарантиями и переходом на 100%-ную предоплату услуг по перевозке грузов.

В документе указано, что с 4 марта по новым договорам и конкурсам РЖД удлиняются сроки окончательного расчета на 60 дней (кроме договоров на строительство, по которым предлагается провести работу по такому увеличению сроков). Также необходимо провести переговоры с контрагентами о возможности приостановления или снижения авансовых выплат по уже заключенным контрактам с возможностью увеличения сроков окончательного расчета без штрафов. Авансирование по поставке оборудования осуществлять указано только по банковской гарантии, следует из документа.

Согласно поручению, также приказано остановить с 1 марта 2022 г. «до особого распоряжения» заключение договоров на оказание услуг общехозяйственной направленности, не связанных напрямую с обеспечением перевозочного процесса (консалтинговых, научно-исследовательских, юридических и др.). В РЖД запрещаются не связанные с перевозками командировки, для согласования «прочего командирования по производственной необходимости» требуется виза топ-менеджера не ниже первого заместителя гендиректора.

Поручение приостанавливает заключение договоров на образовательные услуги, кроме обучения по обязательным программам в соответствии с требованиями закона. Также до 4 марта требовалось провести анализ благотворительной и спонсорской помощи РЖД в 2022 г. (монополия и ее структуры дотируют, в частности, профессиональные клубы «Локомотив» в нескольких видах спорта) и представить предложения по ее оптимизации.

Запрещены и «организационно-структурные преобразования», требующие увеличения численности сотрудников и расходов РЖД. Но, судя по последним официальным заявлениям, увольнений не планируется: компания временно приостановила все мероприятия по оптимизации численности штата.

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2021 г. выросла в 66 раз до 18,76 млрд руб., следует из материалов холдинга. Выручка увеличилась на 8,3% до 1,96 трлн руб. В 2021 г. произошел рост объемов грузовых (+3,2% к 2020 г.) и пассажирских (+20,8% к 2020 г.) перевозок.

Доходы РЖД от курсовых разниц составили в 2021 г. 25,3 млрд руб., годом ранее компания зафиксировала убыток по этой статье – более 102 млрд руб. На 31 декабря 2021 г. долгосрочная задолженность РЖД по РСБУ составляла 1,28 трлн руб., краткосрочная – 270,4 млрд руб.

Доля долговой нагрузки РЖД в иностранной валюте составила 32% на 31 июня 2021 г. (наиболее поздние из доступных данных), 18% заимствований было осуществлено в швейцарских франках, 5% – в долларах и 5% – в евро. В частности, в 2019-2021 гг. холдинг выпустил три серии зеленых евробондов на 1 млрд швейцарских франков. А в 2021 г. РЖД привлекла 7-летний зеленый кредит у UniCredit на 585 млн швейцарских франков с экологическими KPI.

В пояснении к отчетности по РСБУ за 2021 г. отмечается, что руководство РЖД проводит анализ возможного воздействия новых пакетов санкций, введенных в феврале 2022 г., под которые попала компания. ЕС опубликовал в ночь на 26 февраля очередные секторальные санкции против российских госструктур и предприятий, в список попала и РЖД. Из текста следует, что ЕС намерен прежде всего блокировать привлечение финансовых ресурсов российскими госкомпаниями и корпорациями.

По мнению экспертов, меры монополии в краткосрочной перспективе принесут результат. Это поможет РЖД брать меньше кредитов на текущую деятельность и немного снизит финансовую нагрузку на монополию, считает руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. Проблема может возникнуть с переносом сроков авансирования и расчетов с контрагентами: если среди них есть стройподрядчики, то это может негативно на них сказаться, отмечает она. Сейчас пока остается ждать мер поддержки для стабилизации экономики от правительства, считает Галактионова.

«Если бы я был финконсультантом РЖД, я бы посоветовал им то же самое», – говорит директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. «Жесткое сокращение издержек по всем направлениям, не затрагивающим основную деятельность, и ужесточение расчетов с клиентурой – это ровно то, чему учат в корпоративных финансах, ничего другого не придумано. Меры абсолютно адекватные, но ситуация до такой степени тяжелая, что таких мер может оказаться даже недостаточно», – отметил эксперт.

По его словам, ситуация во многом будет зависеть от того, возникнут ли какие-либо политически мотивированные препятствия для поставок угля в страны АТР. Если удар будет не только с Запада, но и Востока, то будет совсем тяжело, потому что у наших железных дорог одним из ключевых элементов грузовой базы является уголь, поясняет Блинкин. Если сохранится устойчивый спрос на уголь на Востоке, то «жить будет можно», резюмировал он.

Источники в операторских компаниях называют отмену банковских гарантий при перевозке грузов плохим знаком для отрасли, но не критичным. «Мы не ожидаем, что это решение окажет серьезное влияние. Объемы банковских гарантий обычно не превышают недельного объема платежей большинства операторов в пользу РЖД», – отметил один из собеседников. Другой источник счел, что это может негативно сказаться на объемах перевозок и интересах грузоотправителей. 

Сокращение издержек по всем направлениям, не затрагивающим основную деятельность, и ужесточение расчетов с клиентурой – такие меры в краткосрочной перспективе принесут результат.

Источник: Ведомости