data-caption= data-caption= data-caption=
На реализацию проектов железнодорожного строительства из ФНБ будет направлено 363 млрд рублей

ЖД инфраструктура

 

«Российским железным дорогам» (РЖД) планируют выделить 363 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2022-2027 годах на реализацию трех инфраструктурных проектов, рассказали в Минэкономразвития.

Первый – это развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла (300 км путей). На этот проект правительство выделит 105 млрд рублей из ФНБ в 2022-2024 годах через выкуп привилегированных акций монополии, сообщил собеседник издания.

Деньги пойдут на строительство новых веток Московских диаметров.

В 2019 году было запущено движение по двум первым диаметрам – «Белорусско-Савеловскому» и «Курско-Рижскому», еще три ветки должны быть достроены до 2025-2026 годов, заявляла в конце 2021-го московская мэрия. При этом общую стоимость этого проекта Минэкономразвития оценило в 622,2 млрд рублей: помимо средств ФНБ из федерального бюджета будет выделено 47,5 млрд, из бюджета Москвы – 150 млрд, еще 319,5 млрд рублей вложит сами РЖД из своей инвестпрограммы.

Второй проект, в который правительство направит средства ФНБ, – это Северный широтный ход (СШХ) протяженностью 707 км, рассказал источник. Новая магистраль поможет освоению месторождений на Ямале и свяжет полуостров с другими регионами страны для вывоза 23,9 млн т грузов из региона.

Новый маршрут позволит сократить путь для грузоотправителей более чем на 800 км и уменьшит время в пути на двое-трое суток. Кроме того, новая дорога поможет высвободить провозные мощности Южного хода.

В целом инвестиции в СШХ составят 517 млрд рублей. При этом разные участки магистрали будут финансировать различные структуры. Сейчас модель СШХ поделена на шесть участков, 70,3 млрд рублей из ФНБ будет направлено на самый сложный этап – строительство железнодорожного моста через реку Обь с подходами общей протяженностью 39 км, сообщил собеседник в министерстве. Деньги выделят несколькими траншами в период с 2023 по 2027 год включительно, уточнил он. Кроме этого под строительство моста правительство ЯНАО привлечет инфраструктурный кредит в размере 35 млрд рублей. Еще 6,3 млрд на этот этап заложено в инвестпрограмму РЖД, добавил собеседник.

– Тариф на перевозку по концессионному участку (вновь построенным участкам хода) будет установлен таким образом, чтобы полная стоимость доставки грузов через СШХ не превышала стоимости перевозки по Южному ходу, – рассказал он.

Реконструкция действующего участка Северной железной дороги от станции Коноша (Архангельская область) до станции Обская (Ямало-Ненецкий автономный округ) обойдется РЖД в 142,3 млрд рублей. Эти расходы также уже заложены в инвестпрограмму госкомпании, пояснил источник.

Строительство нового участка дороги Салехард – Надым обойдется в 189,4 млрд рублей. Его реализацией займется концессионер – ООО «СШХ». Компания должна привлечь средства частных инвесторов, капитальный грант и корпоративные займы участников общества.

В феврале гендиректор РЖД Олег Белозёров в интервью «Коммерсанту» рассказал, что пока концессионное общество закреплено за компанией, но монополия планирует продать долю в нем банковским структурам. Какие банки заинтересованы в покупке, он не уточнил. В 2018 году обсуждался вариант, что кредитовать проект СШХ будет синдикат из пяти банков: Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, ВЭБа и ЕАБР.

Четвертый участок СШХ – реконструкция 104 км Свердловской железной дороги от Надыма до Пангод – будет профинансирован «Газпромом» (40,1 млрд рублей). Последние пятый и шестой участки Свердловской дороги (от Пангод до Нового Уренгоя и от Уренгоя до Коротчаево) реконструируют за счет инвестпрограммы РЖД. Деньги будут выделять частями с 2021 по 2028 год.

Наконец, третьим железнодорожным проектом, в который инвестируют средства ФНБ, станет развитие восточной части БАМа под вывоз угля с месторождений в Якутии в восточном направлении. Это обеспечит прирост грузовой базы еще на 16,6 млн тонн грузов. В ФНБ на проект заложено 188 млрд рублей.

На проект высокоскоростной магистрали «Москва – Санкт-Петербург» средства ФНБ заложены в размере 468 млрд рублей, уточнил собеседник в Минэке. Но их выделение запланировано только в 2023-м, уточнил источник. Ранее начать строительство планировалось в этом году, завершить – в 2027-м. Общая стоимость проекта оценивалась в 1,4-1,7 трлн рублей.

Представитель Минэка подтвердил, что сейчас в обсуждениях фигурируют указанные суммы. При этом параметры финансирования, включая максимальную сумму из ФНБ, еще обсуждаются.

– По проектам, согласованным президентом, продолжается работа по их оценке. В текущих условиях особенно важно наращивать внутренние инвестиции, вкладывать средства фонда в развитие экономики. Вопрос о финансировании проекта ВСМ сейчас прорабатывается, окончательное решение за президентом. На строительство ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» действительно предполагалось выделить из фонда 468 млрд рублей, – уточнил он.

Источник: Известия