РЖД могут быть докапитализированы на 250 млрд руб. Такой вариант помощи монополии рассматривается в рамках плана правительства по поддержке экономики в условиях санкций. На столько же может пополнить бюджет монополии опережающий рост тарифов.
Докапитализация РЖД – это один из пунктов в рамках поддержки транспортной отрасли, ответственные ведомства – Минтранс и Минфин. Представитель Минфина сообщил, что перечень мероприятий и объемы господдержки «в процессе проработки». В Минтрансе и РЖД отказались от комментариев.
Обсуждаемая сумма – это примерно четверть от годовой инвестпрограммы РЖД. В 2022 г. она планировалась на уровне 1 трлн руб., дефицит в сентябре 2021 г. оценивался примерно в 270 млрд руб. В 2022-2024 гг. в ремонты планируется вложить в целом более 1 трлн руб., еще 723,3 млрд руб. – в приведение объектов путевого комплекса к нормативным требованиям, обновление искусственных сооружений, устройств электроснабжения, автоматики и телемеханики. По программе должно быть отремонтировано 14 800 км пути и реконструировано более 900 км контактной сети.
К 2024 г. планируется увеличить перевозки контейнеров до 1,66 млн TEU, пассажирооборот Центрального транспортного узла – до 824,5 млн человек, провозную способность БАМа и Транссиба – до 180 млн т в год, на подходах к портам Юга – до 125,1 млн тонн и к портам Северо-Запада – на 145,6 млн тонн.
По мнению аналитиков InfraOne Research, с учетом санкций и удорожания стоимости заемного капитала на внутреннем рынке с большой вероятностью дефицит инвестпрограммы РЖД в 2022 г. мог существенно вырасти, а сами объекты инвестпрограммы – подорожать. «На наш взгляд, докапитализация в 250 млрд руб. может заметно помочь монополии, а если еще задействуют тарифные меры, то можно будет избежать сокращения расходов по приоритетным проектам», – сказал представитель аналитической компании.
Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2021 г. выросла в 66 раз до 18,76 млрд руб., следует из материалов холдинга. Выручка увеличилась на 8,3% до 1,96 трлн руб., грузоперевозки – на 3,2%, пассажирские перевозки – на 20,8%. На 31 декабря 2021 г. долгосрочная задолженность РЖД составляла 1,28 трлн руб., краткосрочная – 270,4 млрд руб., следует из отчетности.
Для «поддержания ликвидности» и формирования дополнительных источников финансирования РЖД уже пришлось временно отказаться от мероприятий, не связанных напрямую с организацией перевозок. Также сообщалось, что РЖД отказываются от банковских гарантий грузоотправителей и переходят к 100%-ной предоплате услуг за перевозку.
По мнению президента НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павла Иванкина, докапитализация на 250 млрд руб. «в рамках санкционного шторма станет для РЖД хорошей подушкой для укрепления финансовой устойчивости». Младший директор рейтингов нефинансовых компаний НРА Алла Юрова отмечает, что реализация инфраструктурных проектов будет способствовать восстановлению экономики. «Среди ключевых проектов, в которых предусмотрено значительное финансирование за счет РЖД, – увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба, развитие транспортной системы Московского региона», – напомнила она.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров добавляет, что серьезного финансирования потребует и обновление локомотивного парка. Также, по его словам, у РЖД остается серьезный вопрос, связанный с низким уровнем зарплат персонала. «Зима 2022 г. показала, что ситуация с локомотивными бригадами критическая – необходимо срочно привлекать персонал, повышать зарплату и работать над автоматизацией. Системным решением проблемы с нехваткой бригад может стать ускоренный переход к автоматизированным беспилотным системам управления», – считает Бурмистров.
Еще одной мерой поддержки железнодорожной отрасли, которая обсуждается в правительстве, по словам источника, может стать внедрение механизма поэтапной индексации железнодорожных тарифов с учетом текущей инфляции и «с отдельными особенностями для тарифов по перевозке товаров народного потребления и импортируемых товаров». Эту меру планируется реализовать до 1 июня 2022 г.
В декабре 2021 г. правительство одобрило финплан и инвестпрограмму РЖД. Индексация тарифа составила 6,8% в 2022 г. и более 6% в последующие годы. Также в конце 2021 г. были приняты «точечные тарифные изменения», за счет которых фактический рост тарифа в 2022 г. должен был составить 7,7%. За 2021 г. потребительские цены выросли на 8,4%, на 2022 г. Минэк ранее повышал таргет по инфляции с 4 до 5,9%. После начала специальной военной операции на Украине 24 февраля целевые уровни еще не обновлялись.
«Государство докапитализацией может взять на себя часть рисков. Но при этом оно переложит нагрузку на пользователей, разрешив в очередной раз отойти от «долгосрочки» (долгосрочные тарифы) путем дополнительной индексации до фактической инфляции», – говорит Иванкин. Бурмистров считает индексацию тарифов с учетом фактической инфляции «логичной». По оценкам Иванкина, это позволит пополнить бюджет РЖД еще примерно на 250 млрд руб. Иванкин добавляет, что РЖД при такой поддержке необходимо выдержать график работ по БАМу и Транссибу, сократить протяженность путей, где сроки ремонта не выдерживаются, повысить скорость доставки грузов.
Нужно очень точно рассчитать размер будущего тарифа, чтобы он не сказался на объеме перевозок, предупреждает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. «И даже если величина повышения тарифа будет определена достаточно точно, не исключено, что часть грузов может уйти на другие виды транспорта», – считает он. Индексация тарифов с учетом инфляции, вероятнее всего, ляжет на конечного потребителя товаров, говорит представитель InfraOne Research. «Но если от такой меры совсем отказаться, отрицательный финансовый результат покажут РЖД. И это приведет к тому, что монополии вновь потребуется поддержка из бюджета», – заметил он.
Дополнительная индексация, по мнению Иванкина, может быть плоской или дифференцированной. «Продукты первой необходимости, скорее всего, будут выведены из этой схемы. Металлурги и нефтяники ощутят на себе это в полной мере, уголь будет предметом торга», – полагает эксперт.
Источник: Ведомости