Высший административный суд страны [ Турции ] аннулировал контракт, заключенный в июне прошлого года на реконструкцию главной линии TCDD между Испартакюле и Халкалы, которая образует южный участок основного железнодорожного сообщения Турции с Западной Европой.
Государственный совет постановил, что "закрытый" тендер, который не был объявлен заранее и в соответствии с которым только приглашенные компании могли участвовать в торгах, был незаконным.
Он отклонил аргумент Министерства транспорта и инфраструктуры о том, что закрытый тендер был необходим из-за "срочности" проекта, указав, что тендер предусматривал выполнение работ в течение 1 170 дней. Закон о тендерах определил "срочный" как относящийся к таким ситуациям, как стихийные бедствия, эпидемии и опасность гибели людей или имущества, но суд сказал, что ни один из них не применяется в данном случае.
Запланированная реконструкция главной линии между болгарской границей в Капыкюле/Свиленграде и Халкалы была усложнена из-за запланированного развития канала Kanal Istanbul [ искусственный судоходный канал, строящийся в Турции ]. Он предназначен для соединения Черного моря с Мраморным морем в обход проливов Босфор, но разделит пополам железнодорожное сообщение между Халкалы и Испартакуле, что потребует перенаправления до 10 км железнодорожных линий. Строительство двухствольного тоннеля под будущим водным путем было включено в тендер.
Контракт на строительные работы был выигран консорциумом Gülermak, Yapı Merkezı и Taşyapı с самой низкой из пяти заявок, девяти претендентов приглашенных к участию в торгах. Помимо предлагаемого туннеля, никаких подробностей о пакетах работ, охватываемых контрактом, не было .сообщено.
Между тем, на развитие канала и железной дороги теперь может повлиять война на Украине. Основным обоснованием строительства канала, которое было решительно поддержано президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, было увеличение перевозок нефтяных танкеров через Босфор в Черное море, обслуживающих каспийские нефтяные месторождения, принадлежащие Казахстану и России. Эта торговля теперь находится под угрозой из-за международного эмбарго на российскую нефть и возможного перенаправления казахстанской нефти по другим трубопроводам.
В то же время ожидается, что война также окажет долгосрочное влияние на железнодорожные евразийские перевозки между Китаем, Восточной Азией и Европой, большая часть которых до недавнего времени проходила через Россию. Ограничения на этот коридор могут сделать так называемый ‘средний маршрут " через Турцию, Грузию и Азербайджан привлекательной альтернативой для грузоотправителей, стремящихся продолжать использовать железные дороги.
Восстановление коридора Капыкюле – Халкалы планировалось завершить к 2027 году. Он был предназначен дополнить окружную железнодорожную линию Стамбула, соединяющей Халкалы с Гебзе через мост Явуз Селим с 2029 года, что позволит грузовым поездам избегать оживленного пригородного коридора Мармарай через центр города.
Эти сроки были включены в качестве условий для гранта ЕС в размере 275 млн евро и кредита ЕБРР в размере 150 млн евро, предоставленного Турции в последние два года, но теперь они вряд ли будут соблюдены, если тендер не будет быстро возобновлен или решение суда не будет отменено по апелляции.
Источник: RailwayGazette