data-caption= data-caption= data-caption=
«Евразийский агроэкспресс» получил поддержку глав правительств Евразийского экономического союза

Перевозки

 

Главы правительств стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) подписали распоряжение о поддержке совместного проекта «Евразийский агроэкспресс». Новый сервис предусматривает железнодорожные перевозки сельскохозяйственной продукции и продовольствия в контейнерах из ЕАЭС на экспорт, прежде всего в Узбекистан и Китай. Для ускоренной доставки грузов будут открыты регулярные контейнерные маршруты и созданы «зелёные» таможенные коридоры.

Евразийский межправительственный совет утвердил распоряжение 25 февраля. Как отметил в ходе заседания премьер-министр РФ Михаил Мишустин, сервис поможет обеспечить быструю доставку железнодорожным транспортом союзной сельскохозяйственной продукции в азиатские и европейские государства. «Причём по конкурентным с морскими перевозками тарифам и скоростям», – отметил глава правительства. 

Генеральный директор АНО «Евразийская агрологистика» Алевтина Кириллова напомнила, что проект «Агроэкспресс» стартовал ещё в 2019 году, когда из России в Китай отправили первые ускоренные контейнерные поезда с продуктами питания. Далее к сервису начали подключаться страны ЕАЭС, в частности Белоруссия и Казахстан. Теперь в ЕАЭС планируют масштабировать проект и выйти на регулярные перевозки такой продукции на экспорт в Китай, Узбекистан, Вьетнам, Азербайджан, Иран и другие страны Юго-Восточной и Центральной Азии. 

Согласно принятому распоряжению, во II квартале текущего года будет разработана дорожная карта для выстраивания логистики регулярных ускоренных полносоставных контейнерных маршрутов. В частности, предполагается создать «зелёные» контрольные коридоры: таможенные, ветеринарные и фитосанитарные. Для консолидации грузовой базы предусмотрено строительство оптово-распределительных и транспортно-логистических центров.

«Проект «Евразийский агроэкспресс» нацелен именно на создание регулярных контейнерных сервисов, чтобы грузоотправитель-экспортёр знал, что в конкретную дату с конкретной точки консолидации грузов отправляется поезд, на который он может купить «грузовой билет» для своей товарной партии», – подчеркнула Алевтина Кириллова. 

На первом этапе регулярные отправки за пределы ЕАЭС будут организованы по двум направлениям – в Китай и Узбекистан, а также в обратном направлении, сообщил министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. Речь идёт о поставках масложировой, молочной, мясной, плодоовощной продукции и других продуктов питания. 

Как следует из пресс-релиза ЕЭК, обсуждается возможность отправки двух полносоставных контейнерных поездов в неделю по маршруту Белоруссия – Россия – Киргизия – Казахстан –  КНР, включая поезда с рефрижераторными контейнерами для мороженой продукции. Объём перевозок в Китай может составить около 10 тыс. тонн в месяц.

Белорусские и казахстанские партнёры обеспечат дозагрузку поезда грузами заказчиков из своих государств. Так, по словам Алевтины Кирилловой, один из крупнейших агропромышленных холдингов Республики Беларусь уже подсоединяет свои товарные партии к агроэкспрессам, которые следуют от станции Селятино Московского транспортного узла до дальневосточных портов России и далее идут на Китай через порты Шанхай, Циндао, Далянь.

«Сейчас работает такой маршрут, потому что КНР из-за антиковидных ограничений временно перекрыла сухопутные погранпереходы с Россией и Казахстаном на пропуск продовольственных грузов, – рассказала Алевтина Кириллова. – Для решения этого вопроса мы совместно с участниками проекта и ЕЭК ведём детальную проработку с Главным таможенным управлением КНР вопроса о создании «коридора доверия». 

Предполагается, что грузы будут проходить антиковидную обработку на терминалах отгрузки в России или Казахстане, далее опломбировываться, проходить границу с Китаем транзитом и по месту доставки на китайских железнодорожных терминалах проходить ещё раз антиковидную обработку по факту прибытия».
На ряде маршрутов «Евразийского агроэкспресса» действуют специализированные тарифные ставки. В частности, железные дороги Узбекистана пошли на снижение тарифов для продовольственных грузов, которые следуют в страну агроэкспрессом. 

«Эти перевозки зарекомендовали себя уже достаточно хорошо, клиенты довольны сервисом и рассчитывают в дальнейшем на снижение сроков доставки и ускоренный сервис, который будет достигнут при запуске полносоставного маршрута», – рассказала Алевтина Кириллова. 

Отметим, что для организации регулярного сообщения с Узбекистаном «РЖД Логистика» и узбекская логистическая компания UTI Transit создали совместное предприятие – RZDL Transservice Group. Сейчас идут консолидация грузовой базы и формирование основных номенклатур грузов, которые будут транспортироваться полносоставными поездами.

В дальнейшем сеть маршрутов «Евразийского агроэкспресса» планируется расширять. О своей готовности присоединиться к проекту уже заявили в Киргизии. Как уточнила Алевтина Кириллова, сейчас прорабатывается номенклатура грузов, которые будут подсоединяться к узбекистанскому агроэкспрессу, и перспективные объёмы этих перевозок. 

Председатель правления Российско-киргизского фонда развития Артём Новиков ранее заявил, что собрать в короткие сроки полносоставный поезд из 40 контейнеров с продукцией агропромышленного комплекса для страны проблематично, поэтому планируется заполнять 6–10 вагонов и отправлять их в Узбекистан для дальнейшей перевозки агроэкспрессом. 

Также интерес к проекту высказали Таджикистан и Туркменистан. Как заметила Алевтина Кириллова, уже проведён ряд переговоров, проект презентован на бизнес-миссии Россия – Таджикистан и туркменским агропромышленным предприятиям. 

Есть перспективы отправок агроэкспрессов в Азербайджан и по маршрутам коридора Север – Юг. РЖДЛ совместно с партнёрами из Азербайджана уже организовала ряд тестовых перевозок свежей плодоовощной продукции из Азербайджана в Россию и в феврале выполнила пилотную перевозку 11 рефконтейнеров со скоропортящимися грузами из Ирана в Россию. 

«Маршруты расширяются, и, соответственно, мы смотрим на их дальнейшую географическую пролонгацию и возможную грузовую базу, которую можно на них привлечь, – отметила Алевтина Кириллова. – В дальнейшем предусмотрено создание единой цифровой экосистемы агрологистики, позволяющей обеспечить прозрачность и доступность агрологистического сервиса, гарантировать непрерывность холодовой цепи и качество поставляемой конечному потребителю продукции агропромышленного комплекса стран ЕАЭС».

Источник: Гудок