Объем железнодорожных грузоперевозок в Украине за первые девять дней марта упал почти на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Примерно одинаковые темпы падения наблюдаются как во внутренних перевозках, так и экспортно-импортных.
С момента начала боевых действий существенно изменилась структура перевозимых грузов. За первые девять дней марта доля угля выросла с 18% до 29% за счет накопления запасов ТЭС. Удельный вес железной руды остался на прежнем уровне – около 30%, поскольку на данный момент это единственный массовый экспортный товар. Экспорт черных металлов сократился с 8% в прошлом году до нуля сейчас, ведь все заводы переведены в режим простоя. Доля нефти и нефтепродуктов увеличилась до 7% при изменении источников и маршрутов поставок. Если раньше поставки шли из России и Белоруссии, то сейчас они идут из Польши и других стран Европы.
Роль «Укрзалізниці» чрезвычайно значима в обеспечении безопасности и экономического развития в военное время. Госкомпания уже перевезла более 2 млн беженцев. Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом на сегодняшний день остается самым безопасным способом передвижения, который одновременно позволяет вывести из зон боевых действий больше всего людей.
Кроме того, железнодорожные перевозки являются единственной экспортной возможностью для Украины, когда российские военные корабли блокируют украинские морпорты и возможности судоходства по Черному морю. Железорудные предприятия работают с 50-процентной загрузкой из-за невозможности перевозки большего объема продукции в направлении европейских портов.
Также был заблокирован экспорт сельскохозяйственной продукции – до войны 95% внешних поставок зерновых шло через морские порты. Объем экспортной отгрузки зерна железнодорожным транспортом упал на 87% г./г. с 1 марта.
Вместе с тем существует проблема низкой пропускной способности погранпереходов с ЕС и разной колеи в Украине и в странах Европы. Для решения этой проблемы «Укрзалізниця» планирует удвоить пропускную способность пограничных переходов для увеличения экспортных поставок.
Госкомпания также разработала маршруты доставки грузов до границ ЕС с последующей перегрузкой в евровагоны и просит бизнес оказать содействие в организации таких пунктов перегрузки.
Источник: GMK Center