Крупнейший производитель подвижного состава России опубликовал отчетность по стандартам МСФО [ Международные стандарты финансовой отчётности ] за 2021 год. На фоне негативных экономических эффектов, вызванных пандемией коронавируса и инфляцией, холдингу удалось закончить год с прибылью.
Согласно отчету, выручка «Трансмашхолдинга» (ТМХ) в 2021 году составила 311,9 млрд руб. (+2,1% к 2020 году). Как указывает холдинг, около 82% реализации пришлись на российский рынок, где основными заказчиками выступили РЖД и метрополитен Москвы. В 2020 году на российский рынок приходился 91% поставок ТМХ. При этом, согласно отчетности, экспортные продажи машиностроителя почти в 2 раза до 29,5 млрд руб.
Себестоимость продаж ТМХ в 2021 году составила 269 млрд руб. (+5,2%). При этом на сырье, материалы и полуфабрикаты холдинг потратил 201,6 млрд руб. (+3,0%). В результате, по итогам года ТМХ фиксирует прибыль в размере 8,6 млрд рублей, что на 63% ниже результата 2020 года.
Рекордную за 5 лет выручку холдинг получил от продаж локомотивов, реализовав в 2021 году машин на 89 млрд руб. (+15,4%). При этом в начале прошлого года ожидалось существенное сокращение закупок локомотивов со стороны основного заказчика – РЖД – до 500 машин против 566 годом ранее. В то же время впоследствии заказ был увеличен, и по итогам года закуплено 538 локомотивов. В свою очередь ТМХ по заказу РЖД и других клиентов в 2021 году выпустил 523 секции магистральных электровозов (69% объема выпуска в стране, здесь и далее показатели по производству – анализ ИПЕМ на основе данных ТМХ и Росстата), 260 секций магистральных тепловозов (100%) и 239 единиц маневровых тепловозов (83%).
Выручка от продаж вагонов метро составила 36,3 млрд – это на 26,5% ниже, чем в 2020-м, и является самым низким показателем за 5 лет. Крупнейшим контрактом холдинга в данном сегменте является поставка в 2020-2023 годах 1360 вагонов (170 поездов) метро для Москвы за 135,4 млрд руб. с НДС. Согласно плану финансового обеспечения на 2021 год городом было заложено 33,8 млрд руб. В соответствии с опубликованными актами приемки-передачи, в 2021 году ТМХ передал «Московскому метрополитену» 337 вагонов на указанную сумму, а всего выпустил 421 вагон метро (100% объема выпуска в России).
От поставок остального подвижного состава (электро- и дизель поезда, пассажирские, грузовые вагоны и др.) ТМХ в 2021 году выручил 92,0 млрд руб., что на 16,8% меньше, чем в 2020 году. В частности, за прошедший год производитель выпустил 1085 пассажирских вагонов (100% объема выпуска в России), 319 вагонов электропоездов (69%) и 1580 грузовых вагонов (2,5%).
В сфере ремонтных услуг вне гарантийного срока выручка ТМХ выросла почти в 2 раза: с 11,5 млрд руб. в 2020 году до 20,4 млрд руб. в 2021-м. Продажи литья сократились на 6,7% до 4,1 млрд рублей – минимальный уровень с 2018 года.
Инвестиции ТМХ в производственный комплекс в 2021 году составили 10,1 млрд руб. (-12,8% к 2020) и являются самыми низкими за последние 4 года. Как указано в отчете, договорные обязательства ТМХ в отношении приобретения основных средств и нематериальных активов, в том числе результатов НИОКР, на конец 2021 года составили 11,9 млрд руб. (+74,2% к 2020).
Производитель ожидал ухудшения результатов в прошедшем году. Прошлым летом в интервью журналу «Техника железных дорог» гендиректор ТМХ Кирилл Липа отмечал, что рынок подвижного состава остается высоким с точки зрения потребности в подвижном составе, однако на фоне смягчения политики финансовых регуляторов радикально выросли цены на сырье и материалы. В отчете указано, что руководство холдинга сейчас проводит оценку влияния на деятельность ТМХ санкций, введенных в отношении России из-за ситуации на Украине, и вырабатывает меры, призванные парировать их негативное влияние.
Источник: Rollingstock