19 марта 2022 г., в присутствии президента Республики Сербии Александра Вучича и премьер-министра Венгрии Виктора Орбана было торжественно открыто движение по вновь построенной скоростной железной дороге Белград – Нови Сад линии Белград - Будапешт.
Работы на одном из участков новой железной дороги - от Стара Пазова до Нови Сада - выполнила российская компания «РЖД Интернешнл». В рамках проекта компания построила новую двухпутную скоростную линию развернутой длиной 95,8 км под скорость движения поездов до 200 км/ч.
Среди искусственных сооружений этого участка – первый в истории современной Сербии железнодорожный двухпутный тоннель Чортановци на безбалластном пути, а также самый протяженный на Балканах двухпутный виадук в пойме реки Дунай длиной 3 километра.
Всего на участке Стара Пазова – Нови Сад построено 3 виадука, 5 путепроводов тоннельного типа и 2 наземных путепровода, 3 галереи, 7 подземных пешеходных переходов, 9 новых мостов и 2 существующих реконструировано.
Совершенно новую станцию получили жители Бешки. Кроме того, были полностью реконструированы станции Инджия, Сремски Карловци и Петроварадин с подземными переходами, а также промышленная станция Карловачки Винограды.
Для удобства и безопасности жителей Сербии при пользовании новой скоростной железной дорогой смонтированы первые на железных дорогах Сербии шумозащитные экраны, 8 железнодорожных переездов были заменены новыми автомобильными путепроводами тоннельного и надземного типов, построенные подземные переходы были приспособлены для использования маломобильными группами населения.
Также были проведены работы по строительству контактной сети и устройств тягового электроснабжения, архитектурно – строительных сооружений и других сопутствующих объектов. Весь комплекс строительно-монтажных работ проводился в соответствии с национальными и европейскими нормами и стандартами (TSI, EN и др.).
В начале 2022 года железная дорога успешно прошла статические и динамические испытания под максимальную проектную скорость движения поездов до 200 км/ч, выполненные немецкой компанией DB Systemtechnik (DBST).
На торжественном мероприятии присутствовал Посол России в Сербии Александр Боцан-Харченко, а также руководители ООО «РЖД Интернешнл» - генеральный директор Сергей Столяров и директор филиала компании в Сербии Мансурбек Султанов. Сергей Столяров отметил: «Открытие регулярного скоростного пассажирского железнодорожного движения на линии Белград –Нови Сад знаменует собой наступление новой эры развития железнодорожного транспорта Сербии, новые возможности для развития страны, повышение комфорта и транспортной доступности для пассажиров.
Благодаря слаженной работе всех участников мы смогли в установленные сербской стороной сроки реализовать этот грандиозный инфраструктурный проект. Уверен, что это только начало масштабных позитивных изменений для Сербии на пути к укреплению ее значения в качестве ключевого транспортного узла в центре Европы».
Справочно: Модернизацию и строительство железных дорог Сербии холдинг «РЖД» проводит с 2014 года. Ранее была закончена реконструкция линий Белград – Панчево (16 км), Ресник – Валево (77,6 км), инфраструктурных объектов в рамках развития десятого панъевропейского транспортного коридора (их общая протяженность – 112 км), организовано устройство железнодорожного пути на Жежелевом мосту. Также в Сербию поставлено 27 дизель-поездов российского производства.
Источник: РЖД Интернешнл