ОАО «РЖД» предлагает с 1 апреля ввести ряд тарифных мер, направленных на «адаптацию экономики железнодорожного транспорта к актуальным внешнеэкономическим условиям». В первую очередь, сообщается в письме гендиректора ОАО «РЖД» Олега Белозёрова главе Минтранса Виталию Савельеву, экономически целесообразно освободить перевозки угля от избыточных тарифных преференций.
Сейчас уголь принадлежит к первому, наиболее дешевому тарифному классу и имеет ряд скидок к базовому тарифу. В его отношении действуют понижающие коэффициенты 0,55-0,75 в зависимости от дальности перевозки, а также коэффициент за дальность 0,4 при перевозке на расстояние свыше 3,3-3,5 тыс. км. Также энергетический уголь имеет дополнительный коэффициент 0,895 за тип груза (коксующийся – 1,05). Сейчас ОАО «РЖД» предлагает отменить скидки за дальность, а коэффициент за классность груза изменить с 0,55-0,75 на 1,346. Эти меры увеличат тарифную нагрузку на угольщиков на 180%, дав ОАО «РЖД» 260,8 млрд руб. дополнительной выручки до конца года.
Позиции угля на железной дороге уже пошатнулись после приостановки правил недискриминационного доступа и введения временного порядка определения очередности, вследствие чего уголь из Кузбасса и ряда регионов утратил ранее имевшийся приоритет и теперь поедет после всех других грузов. Впрочем, правила пока не утверждены, их, в частности, отказалась согласовывать ФАС, следует из письма главы службы Максима Шаскольского от 14 марта.
Вторая мера, которая предлагается, – введение дополнительной экспортной надбавки 33,3% для всех экспортных грузов, кроме угля и субсидируемых товаров (например, зерна). Эта мера даст ОАО «РЖД» дополнительные 70,7 млрд руб. Она отражает рост стоимости доллара к 31 декабря 2021 года (42,4%). Такую корректировку предлагается делать ежеквартально в случае изменения валютного курса более чем на 10%.
Необходимость введения этих мер объясняется потребностью в выходе на безубыточность. «Ценовые котировки угля стремительно возросли практически в три раза (со $150 до $418 за тонну), – сообщается в документе. – Аналогичная тенденция роста мировых цен наблюдается и по остальным экспортным грузам». При этом ОАО «РЖД» от этих конъюнктурных изменений не получает экономических эффектов, что с учетом прогнозируемого сокращения темпов роста объемов перевозок, а также увеличения и удорожания кредитного портфеля влечет риски снижения финансовой устойчивости компании, говорится в письме. В нем уточняется, что сейчас компания «прогнозирует критическое падение коэффициента по покрытию процентов к уплате до уровня 2,1х при минимально необходимом 3,5х».
Источник в отрасли не исключает, что повышение тарифов возможно, но говорит, что государственный интерес в таком варианте решения прослеживается слабо: «ОАО «РЖД» просто потратит все вырученные средства на кванты и фантомы, а экспортеры получают сигнал, что их никто не поддержит, и заберут всю прибыль». Отобрать всю курсовую разницу – это элемент национализации экономики, полагает он, а президент только недавно возложил особые надежды на частный бизнес. «Угольщики, металлурги, нефтяники, химики – денежная опора государства, нельзя ущемлять экспортеров, иначе бизнес просто остановится и не будет платить по кредитам со ставкой свыше 20% годовых, нести все международные риски, не имея возможности зарабатывать», – считает он.
Эти предложения иллюстрируют амбиции государственного монополиста заменить собой Минэкономики, говорит другой собеседник. «Предпосылки предлагаемой донастройки тарифов носят стихийный характер, – считает он. – В условиях массовой переориентации грузов на восток повышение тарифов будет воспринято как спекулятивная инициатива».
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает решение о повышении тарифов крайне несвоевременным: оно выглядит не только недружелюбно по отношению к клиентам, которые сейчас находятся под огромным давлением из-за санкций, сокращения экспортных продаж и глобальных проблем с логистикой, но и недальновидно. Сейчас цены на уголь в Европе составляют $350-400 за тонну, отмечает эксперт, но наш уголь не только не покупают в Европе, но и ряд клиентов в Азии ограничивают закупки. Металлургическая и нефтяная отрасли также сталкиваются с масштабным сокращением спроса, и контрактация на апрель идет крайне тяжело. В сегодняшних условиях, полагает он, ОАО «РЖД» необходимо помогать грузоотправителям, а деньги просить у государства, которое само поймет, откуда их взять.
Источник: Коммерсантъ