data-caption= data-caption= data-caption=
В II квартале 2022 года на железнодорожной сети ожидается профицит подвижного состава

Вагоны

 

По данным Института проблем естественных монополий, ставки на аренду полувагонов показали в I квартале 2022 года значительный рост. Участники онлайн-семинара «Грузовая панорама. Металл: особенности логистики металлургических грузов», считают, что ставки на подвижной состав могут или продолжить рост, или остановить его. Однако если грузовладелец не будет платить за предоставленные услуги, то рынок может и вовсе рухнуть.

Причины снижения ставок

Владимир Савчук, заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий, уверен, что ставки на полувагоны снизятся уже в II квартале 2022 года. Со слов эксперта, этому будет способствовать, во-первых, сокращение объемов перевозок, а во-вторых, вывод на железнодорожную сеть новых инновационных вагонов.

«Не думаю, что операторы в новых экономических условиях перестанут закупать новый подвижной состав. Да, его станут приобретать меньше, чем годом ранее, но обновлять парк все равно будут. Более того, по прогнозам, грузовладельцы поднимут уровень спроса на инновационные вагоны даже выше уровня предложений от операторов», – утверждает он.

По мнению эксперта, уже в II квартале 2022 года на железнодорожной сети ожидается профицит подвижного состава. Правда, этого не произойдет, если железнодорожная сеть снизит пропускную способность, добавляет он.

«Тогда потребности в подвижном составе увеличатся и баланс спроса и предложения качнется в другую сторону», – рассуждает В. Савчук.

Эксперт объясняет, что в нынешних условиях давать прогнозы не просто сложно, а почти невозможно. Ставка на полувагоны зависит в первую очередь от баланса уровня дефицита и профицита подвижного состава. А на этот баланс влияет и объем перевозок, и грузооборот, и направление перевозок, даже административного ресурс и изменения в правилах допуска к инфраструктуре.

Причины увеличения ставок на полувагоны

Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры, с коллегой согласен. Он признается, что сейчас, в состоянии неопределенности и сильнейшей турбулентности рынка, давать прогнозы крайне сложно. Однако он уверен, что ставка на аренду полувагонов свой рост не остановит. Этому будет способствовать увеличение затрат на лизинговые платежи, большую часть подвижного состава оператор приобретает в кредит.

«Сейчас сохраняются угрозы роста ставок на аренду подвижного состава и даже угрозы недопуска подвижного состава на железнодорожную инфраструктуру. По разным причинам. Но за все эти угрозы, так уж сложилось, платит грузовладелец. Возможно, железнодорожный перевозчик проведет дополнительную индексацию тарифа – и это будет сделано за счет грузовладельцев», – говорит П. Иванкин.

Все шероховатости логистики перекладываются на плечи грузовладельцев, и нельзя точно сказать, за счет чего он может подстраховаться, добавляет он. Причем если в роли грузовладельца выступает крупный или системообразующий бизнес, то он может рассчитывать на поддержку со стороны государства. А если в роли грузовладельца бизнес средний или, того хуже, малый, то ему приходится рассчитывать только на себя, государство ему максимум может предоставить либо каникулы на оплату кредита, либо льготный кредит на поддержку фонда оплату труда, добавляет эксперт.

«Изменение географии перевозок, объема перевозок, все изменения в логистике ведут к росту ставок на подвижной состав и, стало быть, к увеличению затрат грузовладельцев», – резюмирует П. Иванкин.

Ставки сделаны, и они должны быть оплачены

Денис Семенкин, заместитель председателя А ОЖдПС, утверждает, что споры о росте или снижении ставок не имеют смысла, если эти ставки не будут оплачены. Но, со слов участника «Грузовой панорамы», грузоотправители все чаще оплату задерживают.

«Они считают так: чем дольше они будут оплачивать, тем рынок будет устойчивее. есть такое мнение, но оно ошибочное», – заявляет Д. Семенкин.

Как объясняет участник рынка, увеличение сроков оплаты ведет к уменьшению числа подвижного состава, и, главное, к уменьшению числа операторов подвижного состава.

«Понятно, что всем тяжело, но это не значит, что нужно пренебрегать интересами партнеров. В среднесрочной и долгосрочной перспективе грузоотправитель, который вовремя оплачивает аренду подвижного состава, только выиграет», – говорит Д. Семенкин.

Источник: РЖД-Партнер