data-caption= data-caption= data-caption=
СОЖТ подготовил обращение в Совет Федерации по поводу консолидации операторского парка

ЖД Администрации

 

В ответном обращении Союз операторов железнодорожного транспорта [ СОЖТ ], который объединяет операторов, владеющих 80% парка подвижного состава (есть в распоряжении редакции), отмечается, что операторы готовы оперативно реагировать на вызовы текущего состояния российской экономики, в том числе обеспечивать вагонами все перевозки при формировании гарантированного заказа со стороны всех без исключения грузоотправителей. Также операторы готовы к заключению долгосрочных договоров с взаимной ответственностью (как это практикуется в других отраслях).

Напомним, ранее, 22 марта, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в формате «Открытый диалог» провела встречу сенаторов с генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым.

В ходе встречи в том числе прозвучала инициатива о возможной консолидации парка операторов под управлением ОАО «РЖД». В связи с чем аппарат правительства уже обратился в Минтранс, ФАС, ОАО «РЖД» и СОЖТ с просьбой до 10 апреля «проработать и предоставить согласованную позицию по вопросам формирования консолидированного парка вагонов для обеспечения социально значимых перевозок и выполнения государственных задач, а также развития инструментов эвакуации невостребованных порожних вагонов, мешающих передвижению грузов».

По словам В. Матвиенко, операторы уже «заработали достаточно, получив почти бесплатно от государства вагоны». «Хватит, сейчас пусть включаются. Вот те, кто проявит ответственность, остаются в рынке, а те, кто нет, спасибо, до свидания… Так не работают в условиях мобилизационной экономики… Железная дорога всегда в мобилизационный период должна жестко выполнять государевы задачи, в том числе и те, кто втерлись в железную дорогу», – отметила она.

Глава ОАО «РЖД», в свою очередь, предложил выделить отдельный подвижной состав в инвентарный парк и отдать в управление ОАО «РЖД».

В ответном обращении СОЖТ, который объединяет операторов, владеющих 80% парка подвижного состава (есть в распоряжении редакции) отмечается: тот тезис, что операторы получили вагоны от МПС (ОАО «РЖД») за бесценок, не совсем верен.

Сегодня парк российских вагонов составляет 1 млн 250 тыс. ед., из которых 908 тыс. – это новые вагоны, купленные операторами начиная с 2006 года на вагоностроительных заводах за счет собственных и кредитных средств, а также с привлечением лизингового финансирования.

При этом новых полувагонов приобретено 514 тыс. ед. из 598 тыс. полувагонов принадлежности РФ (то есть 86%). Объем частных инвестиций в новые вагоны за 14 лет превысил 2 трлн. руб., и сегодня российский парк вагонов – один из самых молодых в мире (средний возраст вагонов составляет 9,6 года при предельных сроках службы в 22–23 года).

В связи с чем долговая нагрузка операторов сейчас достаточно высокая, платежи по обслуживанию долга составляют более 60% в затратах на содержание вагона, при этом вследствие повышения ключевой ставки ЦБ РФ с 9,5 до 20% затраты по процентам увеличились вдвое.

Более того, «привлечение частных инвестиций в вагоны позволило не только обновить подвижной состав, но и развить отечественное вагоностроение, а также вагоноремонтные депо и заводы», подчеркивается в письме.

Кроме этого, в обращении отмечается, что со стороны РЖД прозвучало пожелание консолидировать 10% (около 60 тыс.) от общего парка полувагонов, имеющегося в стране, для выполнения поставленных государством задач. В связи с чем в СОЖТ считают правильным напомнить, что РЖД по-прежнему является 100%-ным собственником АО «Федеральная грузовая компания» (при этом как раз его парк формировался за счет бесплатной передачи вагонов от ОАО «РЖД», это единственная компания, которая получила вагоны таким образом). И сейчас ФГК – это компания с самым большим вагонным парком, которая владеет еще и наибольшим числом полувагонов – 96 тыс. ед. То есть, по сути, имеющегося в распоряжении РЖД парка полувагонов уже вполне достаточно для выполнения указанных целей (хотя ранее РЖД заявили о выделении только 10 тыс. полувагонов).

Источник: РЖД-Партнер