Производитель отмечает, что это вынужденная мера, так как с 4 июня площадка компании в Фаниполе столкнется с дефицитом электронной и электротехнической продукции из-за санкций ЕС в отношении Беларуси на фоне ситуации в Украине.
Об этом сообщил владелец и председатель совета директоров Stadler Rail Петер Шпулер в интервью ряду швейцарских изданий. «У нас отличный завод в Беларуси, который теперь, к сожалению, тоже вовлечен в эту войну, которую мы не можем оправдать <…> Мы не останавливаемся, мы адаптируем мощности под условия санкций», — указал он.
Шпулер говорит, что сокращение производственных операций – вынужденное решение. «Это трудная ситуация. Но ведь мы создаем продукты не для олигархов, а для повседневной пользы людей. Вот почему у меня нет угрызений совести из-за того, что мы делаем», — сказал он, отметив, что компания должна выполнять решения наднациональных органов. В целом компания не хочет полностью останавливать работу площадки в Беларуси и рассчитывает сохранить завод.
Производственные процессы планируется распределить по площадкам Stadler Rail в Швейцарии и Польше. В рамках переноса производства ведется работа и по организации переезда сотрудников. Как говорит Шпулер, дополнительные издержки для производителя будут незначительны и «абсолютно управляемы».
Завод Stadler Rail был построен под Минском в 2013 году, инвестиции в него за прошедшее время составили более €80 млн. Изначально на площадке работали 1700 человек, однако постепенно количество сотрудников сократилось до 1150, а с учетом новых изменений оно уменьшится до 700-800 человек.
Доля завода в портфеле заказов Stadler составляет менее 2%. За прошедшие годы на нем была налажена сборка электропоездов Flirt и KISS, трамваев «Метелица», поездов метро для Минска. Если говорить о России, то на данный момент у компании нет контрактов на поставки в страну. Однако продолжают действовать долгосрочные сервисные контракты на обслуживание поездов KISS, поставленных для компании «Аэроэкспресс», и трамваев «Метелица», поставленных для частной трамвайной системы «Чижик», которая реализована компанией ЛСР в Санкт-Петербурге.
В целом отчетность Stadler показывает, что в 2020-2021 годах на рынки стран СНГ у производителя приходилось менее 4% выручки (в 2021 году – €0,1 млрд). Стоит отметить, что решение о переносе части производства из Беларуси сделано на фоне ряда финансовых рекордов для производителя. В 2021 году он получил рекордный объем новых заказов в размере €5,4 млрд (+29% к 2020 году), а их общий портфель вырос до €17,5 млрд (+11%).
В последнее время обсуждалось создание производств поездов и трамваев Stadler Rail в Украине. В частности, в 2021 году был подписан меморандум между Stadler, Министерством инфраструктуры Украины, «Укрзализныцей» и Швейцарским агентством по страхованию экспортных рисков SERV, который предполагал закупку поездов компании под требование локализации в стране. В августе прошлого года поезд Stadler прибыл в страну для прохождения испытаний. В октябре был объявлен конкурс на поставку 80 пригородных поездов за 31,5 млрд грн. (около $1,2 млрд), помимо Stadler на него подали заявки Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) и компания «Ленд Холдинг» (импортер поездов Hitachi Rail). Однако на днях он был отменен, официальная причина – обстоятельства непреодолимой силы.
Источник: Rollingstock