Суммарная мощность тепловозов, закупленных ОАО «РЖД» в прошлом году, составила 989 тыс. кВт, что на 16% больше, чем в 2020 году. Это свидетельствует о росте интереса компании к локомотивам повышенной мощности для использования прежде всего на неэлектрифицированных участках БАМа. Такие данные были озвучены на состоявшемся в конце прошлой недели общем собрании членов Некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»), подводившего итоги работы в 2021 году. Большое внимание на встрече было уделено вопросам импортозамещения.
Импортозамещение цельнокатаных колёс
По данным президента НП «ОПЖТ» Валентина Гапановича, на железных дорогах стран Евразийского экономического союза в прошлом году наблюдался рост перевозок, который производители железнодорожной техники обеспечили подвижным составом. Так, объём грузовой перевозочной работы РЖД составил 3 трлн 320 млрд ткм, что на 3% больше, чем в 2020 году. Белорусская железная дорога выполнила объём в 44,4 млрд ткм с ростом на 4,7%. Показатели Казахстанской железной дороги – 239 млрд ткм, что на 3% больше, чем в 2020 году.
На направлении Китай – Европа – Китай, как отметил Валентин Гапанович, был зафиксирован 27-процентный рост транзитных контейнерных перевозок – 692,5 тыс. ДФЭ в минувшем году.
По информации Минпромторга России, производство железнодорожного подвижного состава в прошлом году сохранилось на уровне 2020 года – в объёме около 540 млрд руб. При этом, по информации ОПЖТ, в 2021 году на 36,5% вырос экспорт продукции железнодорожного машиностроения, произведённой в России.
«Рост объёмов перевозок на Восточном полигоне сети, прежде всего на неэлектрифицированных участках БАМа, обеспечен ростом производства магистральных тепловозов повышенной мощности», – считает Валентин Гапанович.
Так, в прошлом году на 9,5% – до 62 448 штук – выросло производство грузовых вагонов. При этом выпуск электровозов сократился на 5% – с 335 до 295 единиц. Снизился также выпуск пассажирских вагонов: с 1131 в 2020 году до 1095 в 2021-м. На 41% – до 470 единиц – упало производство моторвагонного подвижного состава. На 46% – до 335 – снизилось производство путевых машин.
Важным итогом минувшего года стало преодоление имевшегося ранее дефицита цельнокатаных колёс. Благодаря введению новых производственных мощностей объём выпуска цельнокатаных колёс на предприятиях стран Таможенного союза составил 1 млн 503 тыс. единиц, что на 21% больше, чем в 2020 году.
«При этом импорт снизился на 79,4% – с 267 до 55 тыс. штук, что свидетельствует о реализации программы импортозамещения у отечественных производителей», – говорит Валентин Гапанович.
По оценкам ОПЖТ, объём производства цельнокатаных колёс в 2022 году составит 1 млн 745 тыс. единиц.
Цифровая трансформация
Важными для партнёрства и всего железнодорожного машиностроения являются проекты в области цифровой трансформации отрасли.
В рамках реализации разработанной ОПЖТ Концепции «Цифровая экосистема управления жизненным циклом грузового подвижного состава», ориентированной в первую очередь на его собственников, Валентин Гапанович выделил два основных направления работы: разработка и внедрение электронного паспорта (формуляра) грузового вагона и обеспечение жизненного цикла грузового вагона в эксплуатации путём расширения базы данных вновь изготовленных составных частей (реализуемый проект АС «Электронный инспектор») и создании базы данных составных частей в ремонте и эксплуатации.
По итогам 2021 года в АС «Электронный инспектор» принимают участие 34 предприятия, и в его базу данных внесено более 1 млн деталей. В текущем году планируется расширение до 47 предприятий и более 5 млн деталей.
Также, по мнению Валентина Гапановича, важной задачей цифровой трансформации является переход от паспорта грузового вагона к электронному формуляру, в который вносятся данные в процессе эксплуатации. Существующие формы паспортов значительно устарели и не позволяют отслеживать жизненный цикл подвижного состава.
Электронный паспорт вагона состоит из трёх разделов – первый раздел заполняется на вагоностроительном предприятии, второй раздел заполняет владелец вагона, а третий – вагоноремонтные предприятия. Использование такого формуляра позволит отслеживать в режиме реального времени техническое состояние подвижного состава, проведённые ремонты и движение в эксплуатации (пробег, хранение, пересылка, исключение из эксплуатации и утилизация).
Помимо участия в вышеперечисленных проектах в числе основных задач ОПЖТ в 2022 году Валентин Гапанович назвал взаимодействие с органами власти в сфере поддержки организаций – членов партнёрства; содействие их участию в реализации государственных программ; разработку нормативной документации, порядка аттестации, верификации и валидации нестандартизованных методик испытаний; экспертизу в области локализации продукции железнодорожного машиностроения, а также участие в практической реализации постановления Правительства РФ № 353 от 12.03.2022 в области требований по оценке соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Источник: Гудок