Белоруссия и РФ находятся на завершающей стадии переговоров по вопросу льготных тарифов на перевозку по железной дороге белорусских грузов, предназначенных для перевалки в российских портах. Об этом заявил премьер-министр Белоруссии Роман Головченко.
"Сейчас на завершающей стадии находятся переговоры о заключении соответствующего соглашения по льготным тарифам на перевалку белорусских грузов по аналогии, как это было сделано по нефтепродуктам", - сказал Головченко. При этом он напомнил, что ранее было подписано соглашение, по которому российская железная дорога предоставляет скидки в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов.
Головченко коснулся вопроса возможности строительства белорусского мультимодального терминала в Ленинградской области. "Конечно, будем [строить]. Но вопрос во времени, мы посетили один из портов в Санкт-Петербурге, и нам сказали, что его строили стахановскими темпами и это заняло четыре года, - отметил он. - У нас такого времени нет, поэтому будем трудиться, как суперстахановцы, и выйдем на нужный для Беларуси результат. <...> Ситуация нас подтолкнула идти быстрее".
Премьер отметил, что в настоящее время есть все возможности для перевалки белорусских грузов, так как достаточно терминалов и в Санкт-Петербурге, и в Ленинградской области и Мурманске. "Мы подбили балансы поставок, знаем объемы грузов", - сказал он.
Премьер сообщил, что по итогам января - февраля белорусский экспорт в Россию увеличился на 25%.
"Даже по сравнению с успешным в плане экспорта 2021 годом, за январь - февраль текущего года белорусский экспорт в РФ вырос на 25%, это много, но мы ставим задачу большую - добиться 30-процентного увеличения", - сказал Головченко.
По его словам, в рамках союзных программ, сейчас в среднем реализуется около 40 тыс. контрактов на поставку субъектами хозяйствования продукции из Белоруссии в Россию. Головченко также отметил, что Белоруссия и РФ продолжают переговоры по вопросам импортозамещения. "Сейчас Министерство промышленности Беларуси, Минздрав и другие ведомства, а также легкая промышленность работают очень плотно с Минпромторгом РФ, - сказал он. - Переговоры продолжаются в Москве, их ведет министр промышленности. Мы должны очень быстро и четко определить сферы, в которых мы занимаемся импортозамещением, и сферы, в которых должны исключить дублирование".
По его словам, надо определить, где есть возможность "замещения за счет белорусских поставок, а где за счет российских". Он привел в пример БЕЛАЗ. "Сегодня есть машина, которая уже находится в серии, поставляется в Россию, с использованием трансмиссии российского производства. Это конкретный пример кооперации и импортозамещения", - отметил премьер-министр.
Ранее Головченко сообщил, что Россия и Белоруссия договорились о снятии ограничений на импорт белорусской продукции. При этом Минску "предоставлен режим супермаксимального благоприятствования".
По словам главы белорусского правительства, Минск не опасается, что со снятием ограничений на пересечение ее границы из страны будут вывозить недорогие продукты питания.
"Да, действительно, продукты у нас дешевле, чем в РФ, в том числе за счет того, что мы более интенсивно занимаемся ценовым регулированием. Мы прижимаем аппетиты и торговли, и производителей, чтобы это не перекладывалось на кошелек людей", - сказал Головченко. По его словам, конечно, "какие-то перетоки будут, но у нас [в Белоруссии] достаточно продуктов, чтобы обеспечить и свою страну, своих людей, и тех, кто хочет купить белорусскую продукцию".
По его словам, белорусы производят молочных продуктов в 3,5 раза больше, чем потребляют, мяса - на 37-38% больше. "У нас по всем позициям, кроме эксклюзивного импорта (рис, гречка, цитрусовые), есть существенный профицит. Поэтому накормим и себя, и россиян", - отметил премьер-министр.
Касаясь планов на новый урожай, он отметил, что площади пашни в этом году увеличены. "Если позволит погода, надо выйти на 9 млн тонн зерна. Также нужно собрать 5 млн тонн сахарной свеклы, - сказал Головченко. - Сейчас сахар, как показывают мировые рынки, - это "второе золото". Кроме того, по его словам, необходимо увеличить сбор семян рапса. "Также надо добиться повышения удоев молока, привеса скота, чтобы страна была с хлебом, мясом и молоком", - сказал Головченко.
С 18 марта Белоруссия и Россия сняли все взаимные ограничения на перемещение граждан между двумя странами, которые были введены в 2020 году из-за распространения коронавирусной инфекции. Таким образом был ликвидирован последний из существовавших до этого времени запретов - на пересечение границы на личном транспорте или автобусе. Кроме того, Белоруссия с 3 апреля также снимает ограничения на пересечение государственной границы как иностранными гражданами, так и белорусами в наземных пунктах пропуска.
Ранее, губернатор Олег Кожемяко, рассказал журналистам, что порты Приморского края готовы принять товары из Белоруссии, чтобы отправлять их в Китай.
«Мы видим здесь возможности отправки автомобильным транспортом, железнодорожным. У нас прекрасно развито портовое хозяйство», – сказал О. Кожемяко.
"Сейчас они [ деловые связи и экономическая интеграция ] просто по природе своей усилятся. Во-первых, это отправка в Китай белорусских товаров, которая произойдет, я думаю, что через приморские порты. И мы готовы к тому перемещению порядка 9 миллионов тонн грузов, о которых сегодня рассказали представители Белоруссии, с тем, чтобы они через наши порты направлялись в Шанхай, другие города", - сказал Кожемяко.
Глава Приморья отметил, что товарооборот с Белоруссией за последние три года увеличился практически в четыре раза по всем направлениям.
Источник: ТАСС