CRRC Corporation Limited — крупнейший в мире производитель подвижного состава все больше готов играть по правилам локализации в странах сбыта продукции. В частности, компания заявила о готовности создать производство в Португалии.
Как показывают финансовые результаты CRRC за 2021 год, даже на фоне снижения внутреннего спроса доля зарубежных контрактов в новых заказах крупнейшего производителя является минимальной за 3 года. Прорыв на международные рынки у CRRC случился в 2018 году, когда экспортные контракты в поступлении заказов превысили 10% объема и составили 43 млрд юаней (12,4% от поступлений, $6,5 млрд). Пик экспортных контрактов на данный момент пришелся на 2019 год, когда объем зарубежных заказов составил 48,1 млрд юаней (14,1% от поступлений, $7 млрд).
В 2020 году на фоне резкого сокращения внутреннего заказа на 18% доля экспорта у CRRC достигла почти 15%, однако в финансовом значении снизилась до 42 млрд юаней ($6,1 млрд). По итогам же 2021 года поступление международных заказов у CRRC сократилось до 35 млрд юаней (-17% к 2020, $5,4 млрд), а его доля в общем объеме новых заказов уменьшилась до 13,7%.
Опубликованные производителем финансовые результаты также показывают сокращение выручки CRRC второй год подряд. В 2021 году CRRC получила 225,7 млрд юаней ($35 млрд), что на 0,85% ниже результата 2020 года и на 1,4% – результата 2019-го. На поставки внутри Китая пришелся 91,1% выручки CRRC, на экспортные поставки – 8,9%. В последние два года на поставки железнодорожного подвижного состава, городских транспортных средств и решений для городской инфраструктуры у CRRC приходилось 65% выручки.
Значительные потери в выручке отмечаются в сегменте поставок моторвагонного подвижного состава, к которому относятся и высокоскоростные поезда. Так, если в 2019 году CRRC реализовала данную продукцию на 64,2 млрд юаней ($9,3 млрд), то в 2021 году этот сегмент принес компании только 41 млрд юаней ($6,4 млрд) – это минимальное значение за 5 лет. CRRC сообщает, что в 2021 году ею было поставлено 1292 единицы моторвагонного подвижного состава. Для сравнения, в 2019 году производитель отгрузил 2167 единиц, в 2017 году – 3592 единицы.
Также в 2021 году CRRC реализовала 744 локомотива, 1019 вагонов локомотивной тяги, 8045 вагонов городского транспорта (метро, трамваи, монорельс, маглев для низких и средних скоростей) и 33,7 тыс. грузовых вагонов. Летом прошлого года CRRC сообщала, что ее производственные мощности позволяют выпускать ежегодно 1530 локомотивов, 2300 пассажирских вагонов, 11840 вагонов городского транспорта и 51,5 тыс. грузовых вагонов.
Общий портфель заказов CRRC по итогам 2021 года составлял 220,3 млрд юаней ($34,2 млрд), что на 8,7% ниже уровня конца 2020 года. Его объем сопоставим с объемом поступлений новых заказов за год (221 млрд юаней или $34,3 млрд), что на фоне большой доли внутренних поставок свидетельствует об отсутствии долгосрочного заказа в Китае и ежегодной корректировке инвестпрограмм. Для сравнения: портфель заказов у другого крупнейшего мирового игрока Alstom по итогам 2021 года составлял €77,8 млрд евро, у менее крупного Stadler – €17,5 млрд, у CAF – €8,9 млрд.
CRRC предпринимает различные шаги для роста присутствия на международном рынке: предлагает значительно меньшую цену относительно конкурентов, покупает производства (в частности, Vossloh Locomotives в Германии), формирует научную и инжиниринговую базу (по состоянию на июнь-2021 у CRRC было создано 40 институтов и 18 исследовательских центров в других странах).
На фоне противодействия, проводимого в США и ЕС, китайский производитель готов и серьезнее вкладываться в создание локальных производств. В частности, на днях CRRC в комментариях СМИ подтвердила готовность построить производство в Португалии, а в 2021 году зарегистрировала дочернюю компанию Portugal CRRC. Локализацию производства в стране предполагает конкурс перевозчика Comboios de Portugal (CP) на поставку 117 электропоездов: на участие в нем подали свои заявки практически все крупнейшие производители.
Источник: Rollingstock